Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Другие номера газет

"Дельта и человек" №15-16

Кризис заповедного дела как отражение политического кризиса в Украине.

   Издревле человек охранял природные ресурсы для будущего использования. Но с течением времени появилось понимание того, что нас окружают не только источники еды, одежды и строительных материалов, но и источники красоты и вдохновения. Мы начали ценить природу как таковую, не для дальнейшего потребления, а как мир существ, малопонятных нам, но также имеющих право на существование. Человек начал ощущать себя неотделимым от этого мира.
   Национальная гордость... Национальное достояние... Если для человека эти понятия – пустой звук, – у него не может быть Родины. Родина для каждого из нас начинается с достижений на-шего народа, со славных вех его истории, с памяти о наших выдающихся предках, с произведе-ний национального искусства и науки, – и с родной, окружающей нас, природы. Без гоголев-ской степи, без Карпат, низовий Дуная и Полесья не было бы украинской нации; как не было бы ее, не будь в нашей истории Киевской Руси и казацких Сечей, Ивана Сирка и Богдана Хмельницкого, стихотворений Кобзаря и Леси Украинки...
   В Украине охраняемые природные территории были официально объявлены национальным достоянием в 1992 году – Законом Украины “О природно-заповедном фонде”. И на протяжении почти десяти лет это достояние берегли: были созданы условия для роста сети природных ре-зерватов, улучшались системы их организации, охраны и научных исследований, идеи запове-дания закрепились в обществе – все реже обыватели видели в заповедниках и национальных парках, заказниках и памятниках природы лишь места для пикников, рыбалки и заготовки дре-весины. Мы действительно учились видеть в оазисах природы национальное достояние.
   Однако к концу 90-х в украинской власти произошли изменения, приведшие к нынешнему политическому кризису. К кризису заповедного дела эти изменения – массовая коррумпирован-ность и фактическая бесконтрольность властей – привели значительно раньше. Его “первой ласточкой” стало Постановление Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2000 г. «О финан-совом обеспечении завершения строительства Ташлыкской ГАЭС».
   На протяжении более чем 10 лет общественные экологические организации Украины, Нацио-нальная академия наук, депутаты Верховной Рады выступали против данного проекта и сопут-ствующего ему сооружения в Николаевской обл. Александровского водохранилища. Сооруже-ние данной ГАЭС грубо противоречит национальному экологическому законодательству, а Александровское водохранилище затопит часть регионального ландшафтного парка “Гранитно-Степное Побужье”.
   Уникальность природы Гранитно-степного Побужья определилась его историей: в Евразии это один из древнейших участков суши, 60 миллионов лет не погружавшийся в море. 27 видов растений и 97 видов животных, обитающих на этом уникальном участке, занесены в Красную книгу Украины. Велика и историко-культурная ценность Гранитно-степного Побужья – здесь найдено 98 археологических памятников. Но для украинца эта территория, наверное, наиболее притягательна остатками Гарда (административного центра Буго-Гардовой паланки, крупней-шей из восьми паланок Запорожской Сечи), находившегося на острове в месте слияния Ташлы-ка с Бугом.
   Изначально, еще во времена СССР, роль Александровского водохранилища видели в качестве водоема-охладителя для новых блоков Южно-Украинской АЭС. Но в начале 90-х годов офици-альная Украина вела политику сворачивания атомной энергетики, и открыто планировать дост-ройку новых блоков на атомных станциях было нельзя. Поэтому атомщики изобрели иную за-дачу данному проекту – сооружение ГАЭС для выравнивания пиковых нагрузок в электросетях. Теперь же, когда премьер-министр открыто обвинил своих предшественников в закрытии Чер-нобыльской АЭС, лоббисты Ташлыкской ГАЭС получили возможность действовать в откры-тую – и сразу пошли разговоры о достройке четвертого блока Южно-Украинской АЭС. Теперь следует ожидать, что Александровское водохранилище будет залито “по полному профилю”, погребя под собой практически все Гранитно-степное Побужье.
   Остается лишь добавить, что новый блок Южно-Украинской АЭС будет полностью ориенти-рован на импорт электроэнергии: Европе достанется электричество, нам – угроза нового Черно-быля, проблемы с утилизацией ядерных отходов и погибшая уникальная территория…
   Повторимся: Гранитно-Степному Побужью и сейчас грозит уничтожение – и закон, и общест-венность оказались бессильны перед произволом властей. Нужно отметить, что абсолютную неподконтрольность украинская исполнительная власть получила именно на рубеже столетий. До 2000 – 2001 годов общественность еще имела на нее хоть какое-то воздействие.
   Так, в 2000 году на территории водно-болотного угодья международного значения “Днест-ровские плавни” (Одесская обл.) без необходимых согласований и документов, в частности, без отвода земельного участка, без гидрологических и геологических изысканий, без технико-экономического обоснования и проекта, без оценки воздействия на окружающую среду, без госэкоэкспертизы, началось строительство автомагистрали Одесса - Измаил. Данный проект угрожает существованию самого водно-болотного угодья, а также – обитанию здесь ряда видов птиц, охраняемых в Европе и занесенных в Красную книгу Украины. Под давлением общест-венности реализация данного проекта была остановлена.
   В настоящее время Министерство транспорта Украины пытается снова приступить к этому проекту. Лоббисты препятствуют организации здесь национального парка, который в соответ-ствии с Указом Президента Украины, должен был быть создан еще в 1995 году.
   В достройке Ташлыкской ГАЭС ярко проявилась особенности, которые определили на бли-жайшее будущее судьбы многих украинских резерватов. Так, отбор проектов производится не на основании экономической целесообразности для общества и экологической безопасности; а по возможности привлечения бюджетного финансирования (“побольше и подольше”) или вы-годе для узкого круга “приближенных”. Законодательные нормы и общественное мнение при этом полностью игнорировались, а проект “пробивался” всей мощью административной систе-мы. Параллельно через средства массовой информации пускался дезинформационный вал, соз-дающий у населения иллюзию “нужности” данного проекта.
   Некоторое время реализацию подобных схем затрудняло Министерство охраны окружающей природной среды – пока оно выполняло свои функции. Но в 2003 году властная верхушка удач-но решила и эту проблему, назначив экоминистром бывшего министра угольной промышлен-ности С. Полякова. Если при предшественниках Полякова Минприроды хотя бы старалось при-держиваться действующего законодательства, при нем оно превратилось в ширму для прикры-тия беззакония в охране окружающей среды.
   Наиболее ярким примером такой схемы явилось сооружение канала Дунай – Черное море че-рез гирло Быстрое Дунайского биосферного заповедника.
   Дельта Дуная уникальна не только в европейском, но и в мировом масштабе. Здесь насчиты-вается 30 типов экосистем, лишь в украинской ее части обитает более 5149 видов животных и растений. Водная фауна дельты составляет 98 % водной фауны Европы. Из пернатых здесь встречаются 327 видов птиц, из которых 218 гнездятся. В дельте находится крупнейшая в Ев-ропе популяция розовых пеликанов – 3,5 тыс. особей, 60 % мировой популяции малого баклана (6 тыс. экз.). В отдельные зимы здесь регистрируется до 50 % (40 тыс. особей) мировой популя-ции занесенной в Европейский красный список краснозобой казарки.
   Не случайно в 1975 году украинская часть дельты (25 % территории дельты расположены на территории Украины, а 75 % – на территории Румынии), а в 1991 – румынская часть, были включены в состав 200 наиболее ценных водно-болотных угодий мира. В 1999 году ЮНЕСКО объявило о создании на данной территории биосферного резервата.
   За год Дунай выносит около 65 млн. тонн твердых частиц, оседающих на выходе реки в море и создающих отмель–бар. Поэтому многолетний опыт судоходства свидетельствует, что соору-жение канала в дельте Дуная требует небольших средств (лишь на создание прорези на отмели). Значительных средств потребует углубление дна для поддержания глубин, необходимых для прохождения кораблей. Причем объемы работ с каждым годом будут возрастать.
   В 1957 г. в тогда еще советской части дельты была сооружена судоходная прорезь на гирле Прорва. В начале ее существования объемы дноуглубительных работ составляли в год около 200 тыс. м3 грунта. К середине 80-х годов они возросли до 2,5 – 3 миллионов м3, – расчистка судового хода велась практически беспрерывно. Отсутствие средств на дноуглубление привело сначала к уменьшению проходных глубин, а в 1997 году – к полному прекращению судоходст-ва на этом гирле.
   С 2001 года Министерство транспорта Украины начало лоббировать сооружение судоходного хода на другом гирле – на Быстром. Данный проект, как свидетельствует история, не имеет экономического обоснования, и может быть привлекательным лишь в качестве возможности использования бюджетных средств. Причем, использования практически неконтролируемого – определить, какой объем дноуглубительных работ был сделан под водой и при последующем затоплении грунта в море, практически невозможно.
   Быстрое – одна из ценнейших территорий Дунайского биосферного заповедника. В соответ-ствии с выводами украинских и международных экспертов, сооружение на нем судового пути приведет к непрогнозируемому изменению гидрологического баланса дельты; загрязнению протоки нефтепродуктами; разрушению мест обитания большинства рыб данной территории, в том числе, 7 видов, занесенных в Европейский красный список; потере мест массового гнездо-вания птиц (в том числе, 9 видов, занесенных в Европейский красный список); исчезновению большинства редких и исчезающих насекомых, земноводных и млекопитающих, обитавших на данной территории до этого времени; и т. п. Фактически данный проект ставит под угрозу су-ществование Дунайского биосферного заповедника как такового.
   К 11 мая 2004 года, к началу строительства, против данного проекта высказались Националь-ная академия наук Украины, Киевский национальный университет, международные эксперты ЮНЕСКО и Рамсарской конвенции, правительства США, Германии, Румынии, комитеты не-скольких международных конвенций и ЕС, более 300 научных и общественных организаций со всего мира. С мая по ноябрь 2004 года в защиту Дунайского биосферного заповедника высту-пило более 50000 организаций и отдельных граждан из 90 стран мира.
   Процессы, опасные для живого мира дельты, начались уже во время строительства – ил от дноуглубительных работ течением сносился на юг, из-за чего начала расти коса напротив гирла Восточное, и дальше – к румынской части дельты. А в середине июля на расположенной возле гирла Быстрое косе Птичья из-за шума от дноуглубительных работ птицы покинули две коло-нии. На месте колоний осталось соответственно 1070 и 430 гнезд – тысячи птенцов погибли, даже не вылупившись из яиц.
   Вообще, данный проект, вероятно, побил все возможные рекорды по количеству нарушений: дноуглубительные работы велись во время нереста рыб и гнездования птиц, экологически опасным способом, экологический мониторинг ущерба, наносимого данными работами, отсут-ствовал. А, поскольку данный проект нарушил не только ряд положений национального зако-нодательства, но и международные соглашения Украины: Боннскую, Дунайскую, Эспо, Рам-сарскую, Бернскую и Орхусскую конвенции; – то он еще и обострил отношения Украины с ми-ровым сообществом, в частности, с Евросоюзом и Румынией.
   Но, не смотря на все это, 26 августа 2004 года Президент Украины торжественно открыл ка-нал. Приурочив это событие к 13-ой годовщине Независимости, власти Украины будто бы спе-циально постарались отразить его знаковость.
   В другой части Причерноморья, на северо-западном побережье Керченского полуострова, на-ходится мыс Казантип. До 1998 года его уникальные природные комплексы сохранялись в од-ноименном заповедном урочище, охватывавшем его большую часть. В 1998 г. заповедное уро-чище было преобразовано в природный заповедник. При этом центральная часть мыса, где со-хранились уникальные степные участки, в состав заповедника не вошла. В этом казантипская проблема очень схожа с дунайской: как без какого-либо научного обоснования Указ Президен-та Украины не включил в казантипский заповедник центральную часть мыса, так же без какого-либо научного обоснования Указом Президента Украины “О расширении территории Дунай-ского биосферного заповедника” (!) гирло Быстрое было выведено из абсолютно заповедной зоны.
   Если Быстрое “раззаповедали” для сооружения канала, центр Казантипа был “раззаповедан” для добычи нефти.
   Но, все-таки, производственные проекты нечасто пересекаются с интересами природных ре-зерватов. Намного чаще резерваты страдают от застройки дачами и “хатынками” власть пре-держащих. В последние два года эта проблема приняла катастрофические масштабы. Причем для легализации такого строительства применяются самые изощренные способы.
   На Южном берегу Крыма, в окрестностях Никиты, находится природный заповедник “Мыс Мартьян”. В этом самом маленьком заповеднике Украины (суша в нем составляет всего 120 га) сохраняются уникальные средиземноморские леса. В 2002 году решением Совета Министров Крыма 78 м береговой зоны заповедника были застроены коттеджами – при этом площадь за-поведника не изменилась!
   Фокус в том, что “Мыс Мартьян”, в отличие от других заповедников и национальных парков, не имеет юридического лица и представляет собой лишь отдел Никитского ботанического сада, – а, значит, не имеет и собственного землеотвода, юридически находясь на землях ботсада. По-этому, чтобы соорудить в самой ценной части заповедника коттеджи, территорию под них из заповедника изъяли, а взамен присоединили другую, правда, особой природной ценности не имевшую. Таким образом, площадь заповедника не изменилась, и на бумаге он остался преж-ним!
   Кстати, от незаконной застройки пострадал и сам Никитский ботанический сад, один старей-ших в Украине.
   Но наибольший размах растаскивание заповедных территорий приобрело перед нынешними выборами. Судя по всему, “стоящие у руля” решили конкретно застраховать свое будущее на случай неприятных перемен!
   30 сентября 2004 года Киевский городской совет перевел 530 га земель пригорода Киева, Пу-щи-Водицы, из лесного фонда в рекреационный. В отличие от лесных земель, на рекреацион-ных землях (предназначенных для отдыха) законодательство позволяет строительство. Впро-чем, киевские депутаты за неделю из этих 530 перевели 220 га в земли жилой застройки. Раз-решил на них горсовет и “снос зеленых насаждений”. Участки на этих 220 га получили люди из окружения Леонида Кучмы, Виктора Януковича и Виктора Медведчука.
   В центре Ялтинского горно-лесного заповедника высшие крымские чиновники строились уже несколько лет. Еще в декабре прошлого года появилась идея создать на месте этого запо-ведника и 5,5 тысяч гектаров Крымского природного заповедника национальный парк (в при-родном заповеднике какое-либо строительство запрещено, а в национальном парке оно допус-кается). Но Крымское отделение Партии зеленых Украины привлекло к этим планам внимание общественности и отстояло заповедники.
   И вот 18 октября 2004 года появляется Указ Президента Украины “Об утверждении границ Ялтинского горно-лесного природного заповедника”, которым между прочим устанавливается его площадь – 14176 га. Интересно, что до этого указа заповеднику принадлежало 14521 га. Разница в 345 гектар просто “исчезла”…
   В 1983 г. в Донецке на площади 275,5 га был создан ботанический сад. Распоряжением Каб-мина Украины от 1 июля 2002 г. “Про передачу целостного имущественного комплекса дендра-рия в сферу управления Донецкой облгосадминистрации” 147,25 гектар ботсада были переданы Донецкой облгосадминистрации, а, фактически, – под расширение так называемого “поселка родственников Януковича”. Указом же Президента Украины “Вопрос Донецкого ботанического сада Национальной академии наук Украины” от 10 ноября 2004 года его площадь была уста-новлена в размере 203 гектар. Причем в данном случае площадь ботсада даже выросла – с 128,25 га в 2002 году до 203 в 2004, только вот куда делись 72,5 га в сравнении с территорией ботсада в 1983 году?
   Самое печальное – что подобные факты уже сложились в систему, и мы, к сожалению, о большинстве из них не знаем. В стране, фактически, происходит тихая приватизация нацио-нального достояния. Потихоньку местной властью растаскиваются земли регионального ланд-шафтного парка “Кинбурнская коса” (Николаевская обл.), в Харьковской области перед самой организацией заказника в нем неожиданно была открыта охота…
   Интересный способ “оттягивания” земли придумал Святогорский горсовет (Донецкая обл.). Год назад он принял решение о создании новой улицы на землях, примыкающих к националь-ному природному парку “Святые Горы” (в нем охраняются природные комплексы по берегам Северского Донца). Улицу организовали, как записано в решении, для придания юридических адресов оздоровительным учреждениям. С парком организацию этой улицы никто не согласо-вывал.
   Пансионаты находятся в городской черте, проезжая часть “улицы” (лесной просеки) – факти-чески на территории парка. Пока дома расположены по одну ее сторону, но (по слухам) уже на-чали поступать заявки на застройку противоположной стороны…
   Подобных примеров можно привести множество.
   Время правления Леонида Кучмы было метко прозвано “Золотой Руиной”: за солидным евро-пеизированным фасадом – разрушенное здание. Нынешняя власть оставляет после себя тяжелое наследство – и раскол общества, и бюджетные дыры, … и поруганное национальное достояние – разграбленный природно-заповедный фонд.
   По силам ли новой власти решить эти проблемы?

Сергей Шапаренко,
председатель Совета ЭкГ “Печенеги”

(в статье использованы материалы печатных и электронных изданий Украины)


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность