Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Другие номера газет

"Дельта и человек" №29

Канал: ради денег или для людей?

Вилемир Порфирьевич Зизак - автор альтернативного проекта
глубоководного судового хода Дунай –Чёрное море,
был в составе делегации во время визита
международных экспертов и любезно
согласился ответить на наши вопросы.
Геолог и гидротехник по специальности,
он много лет занимался проектированием и
строительством гидросооружений на Кубе, в России,
в Туркмении, на Украине. 30 лет Вилемир Порфирьевич работал в
ЧерноморНИИпроекте, последние 10 – в производственной
коммерческой фирме «Проектгидрострой», которая собрала
энтузиастов морского дела.

  Корр. Что бы Вы ответили тем вилковчанам, которые опасаются, что после строительства канала по Вашему проекту (затон Базарчук - Жебрияновская бухта) город Вилково окажется на острове?
  В. П. Зизак: Если посмотреть на карту, то видно, что город находится на острове ещё с 1980 года, когда был построен канал Дунай – Сасык.
   Во-первых, через канал будет построен мост. Островной город после строительства канала может стать настоящим оазисом, здесь легче можно сделать свободную зону или зону приоритетного развития.
   На «хвосте» канала будет порт, который даст горожанам и людям из окрестных сёл 12 000 рабочих мест, Вилково станет экологически чистым «спальным районом» для работников порта. Можно будет организовать нормальное водоснабжение, грунт от канала пустить на перспективное развитие города. Дома можно будет строить на высоте 3-4 метров выше уровня воды, вынести за пределы города свалку и кладбище, умерших не нужно будет хоронить практически в воде, как это делают сейчас.
   Во-вторых, реанимируется порт Усть-Дунайск, обязательно восстановят соединительный канал, и Украина будет иметь 2 канала. В варианте по гирлу Быстрое не запланировано ни одного рабочего места для вилковчан. Николаевское предприятие «Дельта-лоцман», которое будет вести строительство канала, привезёт своих специалистов, свою технику, а местные жители останутся не у дел.
   При строительстве канала по нашему проекту, которое будет вестись три года, с первых месяцев работы в нём будут задействованы только местные силы.
   Корр.: За счёт чего получается цифра в 12 000 рабочих мест?
   В. П. Зизак: Будет построен большой устьевой порт, в котором планируется до 40 причалов. Территория порта и грузооборот - неограничены. Перегрузка товаров, обслуживание порта, судов и канала – всё это в сумме и дает такое количество рабочих мест.
   Корр.: Учитывается ли этой цифрой строительство и обслуживание железной дороги?
   В. П. Зизак: Эта цифра учитывает только рабочие места, которые дадут порт и канал. Железную дорогу можно провести от Арциза, длиной 35 километров, но на первом этапе строительства и эксплуатации канала наличие её не обязательно. Кстати, порты Измаил, Рени и др. опасаются нашего варианта канала в основном потому, что если будет хороший порт и железная дорога, основной грузопоток переместится в район Вилково, и будут перехватываться грузы этих портов. Строительство железной дороги - это вторая очередь, и по крайней мере в ближайшие десять лет им нечего опасаться.
   Корр.: Какие суда сейчас может принимать порт Усть-Дунайск?
   В. П. Зизак: Никакие. У этого порта сейчас почти нет акватории, она заилилась, с трудом могут войти суда-десятитысячники.
   Мы предлагаем: реанимировать порт, очистить канал (для этого надо 8-10 миллионов долларов), сделать береговой отвал, как это теперь делают во всём мире, а не скидывать грунт в море. При нынешней экологической ситуации с Чёрным морем это была бы непозволительная роскошь. Наши природоохранные органы опасаются береговых отвалов, их согласование и утверждение в Украине – долгая и запутанная процедура. А ведь многие приморские сёла уже сейчас «плывут» в море, и грамотно сделанные береговые отвалы в таких местах спасли бы ситуацию. Эти грунты можно и нужно рекультивировать, нужно менять идеологию флота. Карьер можно использовать как место отстоя для флота. Голландские компании имеют опыт создания береговых отвалов, их техника способна рефулировать грунт на 3 километра на берег.
   В районе порта Южный уже делаются такие пробы. «Зелёные» эти вопросы согласовали, теперь вынесли на суд общественности. Есть проект восстановления одного из таких «гиблых мест». Там будет сделан береговой отвал, укрепляющий берег, будут построены очистные сооружения с биоочисткой, небольшой остров, где будут жить и кормиться лебеди и другие птицы, яхтклуб, дендропарк. Это уменьшит промышленную нагрузку региона - в Одессе из трёх портов идут суда, нет якорных стоянок, не решены проблемы безопасности.
   В проекте по гирлу Быстрое загрязнённый грунт будут сбрасывать на свалки в море, как правило при этих работах его никогда не довозят до мест свалок, а сбрасывают где поближе. Там образуется вторичный отвал, который вызовет необходимость вести бесконечные дноуглубительные работы. Никому не говорят, что на территории зоны строгой охраны биосферного заповедника будут строиться створные знаки. В баре гирла Быстрое нет стоянки для техники и судов, и во время зимних штормов там они будут переворачиваться и уничтожаться.
   Корр.: Реанимируется ли порт Усть-Дунайск после углубления соединительного канала?
   В. П. Зизак: Усть-Дунайский станет частью нового порта, там будет затон для пограничных судов, судов МЧС. Надо иметь два судовых хода, это стратегически важно.
   Во-первых, благодаря этому будет обеспечено бесперебойное речное судоходство. В советское время это было обязательное условие, а теперь об этом только говорят. Надо делать всё правильно и грамотно, чтобы система работала в любом, самом непредвиденном случае. При аварии, техногенной катастрофе, теракте всегда будет функционирующий второй канал. Например, катастрофа судна «Росток» заблокировала Сулинский канал в Румынии, что повлекло много проблем.
   Кроме того, должна существовать координирующая и управляющая фирма, чтобы деньги шли в бюджет Вилково. Надо отказываться от таких «пиратов» как «Дельта-Лоцман». Делами судоходства и обеспечения его безопасности должна заниматься независимая организация. Порт в Одессе даёт 80 % бюджета города, а у нас Вилково не получит ни копейки, если канал будет строиться по гирлу Быстрое.
   Восстановлению региона будет способствовать развитие инфраструктуры, рыбного, сельского хозяйства, потому что суда надо будет снабжать продуктами. Их надо не возить из Одессы, а производить на месте, что и будет серьёзным стимулом. При строительстве порта по нашему проекту сразу будут задействованы местные силы и техника, возможно, технику придётся добавить, но обслуживать её будут только местные люди. Я был в Килии, беседовал с райгосадминистрацией, изучил строительные мощности в округе и всё это можно будет использовать.
   Песок от дноуглубительных работ выбрасывать в море не надо. Выброс в море 1 кубометра грунта стоит 2-2,5 доллара, на береговые отвалы - 1,0-1,5 доллара. Этот песок можно использовать для пользы дела.
   За деньги инвесторов будет разработан генеральный план развития города, 7-8 типовых проектов домов. Ни в коем случае в Вилково нельзя строить высотные дома, город должен сохранять свои традиции и неповторимость, каналы и мостики. Сделать проект новой части города с чистого листа, учитывая особенности местной архитектуры, намного легче, чем восстанавливать старую часть города с её уничтоженными ериками.
   Даже канал в нашем проекте предусмотрен без применения бетона, в крайнем случае на особо слабых местах будут использованы синтетические материалы, которые через несколько лет порастут камышом. Затвор новой конструкции будет расположен на дне, а высота над водой будет всего лишь 1,5 метра, и не исказит ландшафт. Специальное устройство будет промывать его, чтобы не заиливалось. Затвор будет подниматься лебёдками с помощью тросов, лебёдки механические, потому что все гидравлические системы дают утечку. Всё это мы предусмотрели, чтобы минимизировать вред для экологии региона.
   Корр.: Почему, на Ваш взгляд, государство отказывается от строительства канала за деньги инвестора, но готово на то же самое выкладывать баснословные суммы из бюджета?
   В.П. Зизак: Минтрансу и государству нужны не инвесторы, а инвестиции. У нас в ходу политика двойных стандартов, нужны деньги, а не хозяева денег. Когда есть люди, готовые платить деньги, государство их отвергает, потому что частник будет контролировать каждый доллар.
   Корр.: Как Вы считаете, есть ли право на жизнь у решения Кабмина от 13 октября этого года?
   В.П. Зизак: Это решение незаконно, вышло в нарушение всех норм и правил, без утверждения проектно-сметной документации, норм строительства. «Экоправо-Львов» уже возбудило по этому решению процесс, в ноябре состоится судебное заседание. Начать строительство по гирлу Быстрое уже сейчас – безумное решение. Ноябрь-декабрь – сезон самых мощных штормов, никакая техника не то что работать, удержаться на месте не сможет. Бар – живое существо, он, двигается, изменяется, и с этим надо считаться.
   Корр.: Но вопрос о строительстве дороги Одесса-Киев был решён таким же путём, в обход всех норм и правил, и тем не менее оно идёт. Что помешает так же сделать в Дунайском биосферном заповеднике?
   В.П. Зизак: Разница в том, что там общественность молчала. Главная беда нашего государства в том, что «законы» Минтранса превалируют над законами Украины. Решение о таком строительстве должно приниматься по согласованию с соседями, с актом выбора площадки, после обследования и изучения района. Этого здесь никто не делал. Это полное нарушение всех законов Украины. К тому же есть уже пример недальновидности и грубейшей технической ошибки - построили Прорву, стало нерентабельно её чистить, так давайте построим ещё одну, только во много раз дороже и в месте «покруче».
   Корр.: Как Вы считаете, после того, что произошло, есть ли смысл продолжать борьбу?
   В.П. Зизак: Конечно, бороться, если ты уверен, что прав, всегда есть смысл.
   Корр.: И последний, философский вопрос: а зачем Вам всё это нужно? Вы скромно живёте, и если будут строить канал по Вашему варианту, никто Вас осыпать золотом не будет…
   В.П. Зизак: Проектирование – та работа, которую приятно делать, приятно видеть результаты своего труда. Я живу в Украине и никуда не собираюсь уезжать, и ведь кому-то надо думать. В моём офисе на стене - стихи Игоря Губермана:
  «Держа самих себя на мушке
  В чём наша слава, честь и сила,
  Мы держим подлых у кормушки
  И слабоумных у кормила».

Интервью взяла
Алёна Волошкевич


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность