Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Публикации

Украина намерена построить судоходный канал стоимостью 30 миллионов долларов, соединяющий Дунай с Чёрным морем...

Rzeczpospolita,N195, 22 августа 2003 года

   Украина намерена построить судоходный канал стоимостью 30 миллионов долларов, соединяющий Дунай с Чёрным морем. Эта водная трасса в случае ее постройки будет пересекать одну из самых крупных и ценных охраняемых природных территорий в Европе. Международные экологические организации обращаются к властям с просьбой предусмотреть иную трассировку канала.
   Канал длиной 10 километров позволил бы Украине получить непосредственный доступ к морю из Дуная. Сейчас украинские корабли вынуждены проходить через территорию Румынии. До 1997 года был возможен непосредственный доступ к морю через канал Прорва, однако этот устаревший и заброшенный канал, использовавшийся на протяжении 40 лет, был закрыт по техническим причинам, так как стал непригоден для судоходства.
   Украинское министерство утверждает, что проход украинских кораблей через Румынию ежегодно обходится правительству примерно в миллион долларов. В то же время канал не только улучшил бы ситуацию с судоходством в данном регионе, но и приносил бы ежегодно несколько миллионов долларов в доход государства в качестве платы за транзит. Канал предполагается проложить через гирло Быстрое в дельте со строительством трех навигационных станций: в Рени при впадении Прута в Дунай, в Вилкове близ Чёрного моря и на черноморском острове Змеиный. Новая водная трасса принесла бы экономическое оживление в пораженный безработицей регион. Власти Украины говорят о начале работ немедленно по окончании экспертиз, то есть через три-четыре месяца.
   Проектом строительства канала обеспокоены серьезные международные организации, в том числе BirdLife International, которая официально обратилась к властям Украины с просьбой об изменении трассы канала. В октябре на Украину прибудет делегация ЮНЕСКО, которая обсудит в властями возможность модификации проекта.
   Большую активность в данной сфере проявляет польская организация "Соглашение во имя дикой природы", которая обратилась примерно к 100 организациям и учреждениям во всем мире с просьбой повлиять на власти Украины. Пока еще - подчеркивает представитель организации Дариуш Матусяк - президент Леонид Кучма не дал согласия на выделение средств на гидротехническое строительство на Дунае, которое угрожало бы расположенному там биосферному заповеднику.
   Дельта Дуная - 5800 квадратных километров водно-болотных угодий - является уникальным в мировом масштабе объектом, это прибежище 300 видов птиц и 160 видов рыб. Тростник занимает в дельте 156.300 гектаров - это самая большая в мире площадь, компактно занимаемая тростником. Дельта представляет собой треугольник, вершинами которого являются населенные пункты Килия, Сулина и Сфынту-Георге.
   Дельта разделена между Румынией и Украиной. Румынская часть находится под охраной специально созданного государственного Комитета охраны биосферы дельты Дуная (с целью противостоять имевшимся попыткам развить там хозяйственную деятельность), а также внесена в 1991 году в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Эксперты ЮНЕСКО подчеркивают, что заповедные территории дельты - важнейшая на нашем континенте система естественной очистки воды. В украинской части навигация также пока запрещена - исключение могут составлять лишь малые корабли, имеющие специальное разрешение.

   Кшиштоф Ковальский

   Доктор Витольд Ленарт, географический факультет Варшавского университета: Подобные ситуации легко комментировать, так как сказать тут можно только одно: мы уже безвозвратно уничтожили такое огромное количество уникальных природных территорий, что больше этого делать нельзя. В случае с дельтой Дуная удалось до настоящего времени сохранить то, что может оказаться бесценным в том числе и с точки зрения человеческой цивилизации. Поэтому пусть все остается как есть; можно и нужно проложить трассу канала иным образом, даже если это обойдётся дороже. При наличии доброй воли властей государства у международного сообщества наверняка найдутся средства на реализацию более дорогого и лучше продуманного проекта. Во Всемирном Банке или Европейской Комиссии - упомяну лишь эти два учреждения, располагающие экологическими фондами - прекрасно понимают, чем грозит современной цивилизации уничтожение древней природы.

   Директор Дунайского заповедника Александр Волошкевич заявил агентству "Франс Пресс": "До сих пор этот проект не был предметом рассмотрения каких-либо независимых экспертиз. Экосистема заповедника слишком хрупкая, чтобы выдержать загрязнение нефтепродуктами и круглосуточное движение, ночной шум вокруг канала, связанный с судоходством. Проект должен быть утвержден парламентом. Существуют другие решения, например восстановление канала Прорва, но выбрано решение, которое принесет сиюминутную выгоду в ущерб перспективе".

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность