Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Публикации

БЫСТРОЕ решение - не всегда разумное ...

   Дунайская проблема уже не первый год тревожит умы многих представителей природоохранных движений, государственных министерств и ведомств и других заинтересованных организаций. Количество высказываемых мнений способно сбить с толку кого угодно. Мы же попробуем самостоятельно разобраться в ситуации и сформировать свою личную позицию.
   Для начала вернемся назад, в годы существования СССР.

   Комментарий: Все данные и факты, использованные в настоящем материале, получены из открытых источников. Если Вы не согласны с некоторыми их них, просим высказывать свои мнения с обязательным подтверждением последних.

   В 1981 на территории филиала Черноморского заповедника появляется самостоятельная организация - природный заповедник "Дунайские плавни" АН Украины. Территории, на которых сформировался новый заповедник, были охраняемы уже с 1976 года.
   Не будем кривить душой, если скажем, что экологическое значение не в первую очередь влияет на решения государственных структур о передаче неких территорий природоохранным организациям. Вряд ли на планете Земля кто-то передаст заповеднику, парку или иной природоохранной структуре нефтяное месторождение, золотые копи или кимберлитовые трубки ...
   Так получилось и с дельтой Дуная - обширной болотистой местностью, где из антропогенного фактора была лишь сельскохозяйственная деятельность (в основном кошение и пастьба), рыболовство, небольшое судоходство и другие незначительные промыслы местного населения.
   Единственное государственное значение дельта Дуная могла бы иметь как выход к Черному морю. Но дельта эта мелководна и не предназначена для крупного судоходства уровня "река-море" и "море", где необходимы глубины до 8-9 метров. К тому же, в те времена такой проблемы не было. Собственный канал через Очаковский рукав и гирло Прорва обеспечивал проход судов с посадкой до 4 метров, а остальные корабли шли через удобную и безопасную канальную систему дружеской Румынии, где для своего большого брата по коммунизму были предоставлены все возможные условия и льготы.

   Информация к размышлению:Сулинский канал был построен в 19 веке силами нескольких государств (Румынии, Англии, Франции и Турции). Даже на сегодняшний день это уникальное гидротехническое сооружение, протяженностью 75 (по некоторым источникам 82) километров, глубиной фарватера 7,3 метра. В свое время на его постройку было затрачено 10 лет и 1,7 млрд. долларов США. В связи с особенностями сооружения, на Сулимском канале постоянно идут профилактические и реконструкционные работы. Усредненный канальный сбор за один судопроход составляет 2600 долларов США. Проход судов осуществляется только в дневное время суток с ограниченной скоростью на всем пути следования.

   Ситуация с дельтой Дуная начинается меняться с распадом СССР и появлением независимых государств. Развал экономики, сельского хозяйства и промышленности благотворно влияет только на состояние окружающей среды территории бывшего СССР.
   К 90-м годам эксплутационные и ремонтные работы на канале Прорва увеличиваются настолько, что приходится дважды в год фактически строить его заново. Объем осадочных наносных пород превышает два миллиона кубометров в год.
   Сейчас можно долго спорить, кто реально стоял за закрытием канала, кто был ответственным за поддержание работоспособности канала и не смог выполнить возложенных на него обязательств, но природа взяло свое - канал обмелел, был полностью занесен песком и илом, в устье образовались отмели (устьевые бары), и в 1993 году канал прекратил свое существование. Таким образом, Украина потеряла единственную собственную транспортную артерию Дунай - Черное море. Но в те времена эта проблема была не актуальна: украинское пароходство приходит в упадок, уникальные суда продаются, становятся на прикол, ржавеют в портах. Тысячи людей теряют рабочие места, закрываются заводы, порты, доки ...
   Попытка решить транспортную проблему была предпринята в 1997 году. Тогда за 4 месяца работы было поднято и вывезено 1,5 млн. куб. метров осадочных пород, и канал Прорва снова открыли для судоходства, но ненадолго.
   Не смотря на популярность канала (за недолгую вторую жизнь через него прошло свыше 1100 судов), после смены областной государственной администрации работы по восстановлению и ремонту канала Прорва были прекращены, и через 10 месяцев после второго рождения канал снова закрыли.

   Информация к размышлению: Сегодня Румыния является монополистом по предоставлению транспортных путей для транзита судов через дельту Дуная. Для этой цели существует международный судовой Сулинский канал, шлюзовые каналы Чернаводе-Констанца-Юг и Меджия - Новодари. Средства, полученные от судоходства через данные гидротехнические сооружения, являются большим вкладом в экономику страны, поэтому Румыния холит и лелеет свои каналы. На фоне развития Евросоюза и увеличения транспортного потока данная водная артерия становится золотой жилой, и конкуренты тут совсем не нужны.

   Случайность это или закономерность, но в 1998 году не только вторично закрывается судоходство через канал Прорва. Происходит и другое знаменательное событие. 10 августа 1998 года Указом Президента Украины N 861/98 на базе природного заповедника "Дунайские плавни" создается Дунайский биосферный заповедник НАН Украины. Этим Указом Президента заповеднику передаются в том числе все внутренние водоемы и протоки (включая и гирло Быстрое).
   Мы опять не будем гадать, кто и что стояло за данным событием, но событие имело огромное значения для сохранения дикой природы не только Украины, но и всей планеты. И все же, принимать данное событие как дар свыше не приходится: слишком много вопросов осталось без ответа.

   Информация к размышлению: Дунайский биосферный заповедник является уникальным природоохранным комплексом. Флора заповедника насчитывает свыше 1500 видов, фауна - 3600. Тут живут 953 вида высших растений, обитает 91 вид рыб и 253 вида птиц. Многие представители флоры и фауны занесены в украинскую и международную Красные книги (16 видов занесены в Европейский Красный список; а свыше 70 - в Красную книгу Украины). Среди них - черноморская белуга и черноморский лосось, которые в Украине за пределами Дунайского заповедника практически исчезли. Здесь обитает распространенная в бассейне Дуная умбра, полосатый ерш и малый чоп. В Дунайском заповеднике находятся крупнейшие в Украине гнездовые скопления колпицы, крупнейшие скопления кудрявого и розового пеликанов. Одним из последних достижений ученых заповедника стало восстановление в плавнях Дуная популяции орлана-белохвоста. В зимний период на Дунае собираются до 115 тысяч белолобых гусей, а это 10 %. всех зимующих птиц данного вида в Черноморско-Средиземноморском районе. Здешняя природа просто чудом сохранила свой первозданный вид почти в самом сердце густонаселенной и индустриально развитой Европы. Водно-болотные угодья Дунайской дельты включены в состав 200 наиболее ценных и богатых биоразнообразием угодий мира.

   Мировое сообщество, оценив вклад Украины в природоохранную деятельность, не осталось без ответа. Решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 Дунайский биосферный заповедник получил международный сертификат биосферного резервата и вошел в состав единого румыно-украинского билатерального резервата "Биосфера дельты Дуная" со всеми вытекающими последствиями. Но, к сожалению, о последствиях тогда никто не задумывался, и все вопросы остались в прошлом веке, вместе с Югославским военным конфликтом, объединением Европы и развитием Евросоюза.

   Информация к размышлению: Дунай является одной из основных водных артерий Европы, объединяющей свыше 15 государств Центральной и Западной Европы. Во время Югославского конфликта первые авиаудары были нанесены именно по инфрастуктуре Дуная. Были разрушены мосты и переправы, что полностью парализовало транспортный поток на несколько лет. Евросоюз, оценив свои потери в экономике, выделил крупные средства на восстановление Дунайской водной магистрали. Украина также приняла участие в этих работах, внеся 200 тысяч долларов США. По планам, к 2005 году работы по очистке реки от обломков мостов и восстановлению инфраструктуры должны быть закончены, и Дунай заработает на полную мощь (планируемый грузопоток составит 20 млн. тонн).

   Новый век преподнес новые "подарки судьбы" всем, кто имел интересы в дельте Дуная. Время упадка и хаоса закончилось, и в свете новых возможностей многие по-другому посмотрели на Дунайскую проблему. Создание собственного соединяющего канала Дунай - Черное море получило для Украины большое экономическое, социальное и геополитическое значение, что и было отмечено "Поручением о создании глубоководного судоходного хода", подписанным Президентом Украины Л. Кучмой 23.06.2000 года. Министерство транспорта Украины, оценив экономическую выгоду от возрождения некогда гигантского потенциала дунайского пароходства, возглавило эту акцию. Государством, пытающимся возродить былую мощь своей экономики, можно было бы только гордиться и уважать его интересы, если бы не методы, при помощи которых все это производится.

   Информация к размышлению: Рейн - одна из крупнейших рек Европы. Протяженность реки более 1300 километров. Начало река берет со Швейцарских Альп, далее через Лихтенштейн, Австрию, Францию, Германию и Голландию, и впадает в Северное море, одновременно и разделяя, и объединяя многие европейские государства. Два века назад Рейн была самой рыбной рекой во всей Европе. Чистой водой Рейна снабжались все города, стоящие на ее берегу. Многие поэты, художники, музыканты и писатели были вдохновлены на создание своих произведений уникальными пейзажами берегов Рейна.

   Но промышленное развитие государств Европы превратило Рейн в сточную канаву. Усиленное судоходство, расширение и углубление фарватера, выпрямление русла, сброс технологических стоков, усиленное рыболовство и иные антропогенные воздействия привели к уничтожению экосистемы Рейна.
   В 1986 году, после крупнейшей аварии на заводе химического концерна "Сандос", Рейн стал мертвой рекой.
   И хотя невозможно подсчитать цену уничтоженных популяций птиц, рыб, растений и других живых организмов, оценить вред, нанесенный нашей планете, рассчитать прямой и косвенный урон будущим поколениям людей, затраты на возрождение загубленной природы поддаются исчислению, и они - огромны.
   В 1987 году в Страсбурге была основана международная организация по защите Рейна, целью которой было восстановление экологического равновесия реки. Только благодаря объединенным усилиям всех европейских стран и двадцати годам упорной были достигнуты успехи, которые расцениваются как серьезная победа нового экологического сознания в Европе.
   Да, именно методы, которые применяются Украиной для решения своих проблем в экономике, вызывают такое множество споров и разногласий. Во исполнение государственных задач, Поручения Президента Украины от 23.06.2000 г., Протокола совещания у Первого вице-премьер министра Украины от 01.12.2000 г. и Приказа Минтранса Украины N 710 от 15.12.2000 г., в 2001 году институтом "РЕЧТРАНСПРОЕКТ" разработано Технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭО) под названием "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты", суть которого сводилась к созданию судового хода через гирло Быстрое. Предложение разработчиков сопровождалось большим количеством расчетов, пояснительных записок и иных документов, подтверждающих правильность такого выбора. Основным доказательством выбора этого протока как основного направления судоходного канала было аналитическое заключение о геологических изменениях дельты Дуная.

   Информация к размышлению: По принятой классификации, дельта Дуная относится к дельтам выдвижения. Такое название носят дельты, образующиеся на открытом морском побережье, с характерным отсутствием бокового ограничения, большими глубинами и соответственно более сильным воздействием морских факторов.

   Дельта Килийского рукава в устье Дуная устойчиво разрастается в южном направлении, и уже вплотную подступает к Сулинскому гирлу. О неизбежности и скоростях процессов заиления дельты Дуная говорит маяк, построенный в 1802 году при входе в Сулину, а сейчас находящийся в 2-х километрах от морского берега.
   Благоприятными условиями для быстрого роста дельты являются также значительные объемы твердого стока и крупность его наносов. Дунай - самая мутная река Европы, которая выносит в море в среднем 65 миллионов тонн грунта в год. При встрече пресного речного и соленого морского потоков, содержащиеся минеральные и органические вещества, перемешиваясь и поглощая загрязнения, оседают на дно.
   Вместе с процессом выдвижения дельты Дуная происходит и изменение объемов водостока реки, с тенденцией уменьшения доли водности Килийского рукава и пропорциональным увеличением стока вод через Тульчинский рукав. В дельте Килийского рукава также происходит перераспределение стока воды из Очаковского гирло в Старостамбульское гирло. В настоящий момент идет активное формирование гирло Быстрое, через которое уже проходит пятая часть всех стоков Килийского рукава.
   Решение о строительстве судоходного канала через гирло Быстрое можно было бы считать полностью логичным, если бы не некоторое особенности территорий, на которых будут проводиться работы. Канал, предложенный институтом "РЕЧТРАНСПРОЕКТ", пройдет по заповедным территориям Дунайского биосферного заповедника, в том числе и по территории, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Именно это дополнение превращает предложение института "РЕЧТРАНСПРОЕКТ" в абсурд. С этого вероломного решения и начинается современная история дунайской проблемы.
   Представители природоохранных и научных организаций сразу подняли вопрос о правомерности строительства судоходного канала через заповедные территории. К борьбе за сохранение уникального Дунайского заповедника подключились не только киевские экологи, но и международная общественность.
   В том же 2001 году Одесским филиалом Института биологии южных морей НАНУ проводится ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду), а Украинским научным центром экологии моря - НЭЭО (Научная эколого-экспертная оценка), которые подливают масла в огонь споров, бушующих вокруг Дуная.
   14 декабря 2001 года, под напором общественности и представителей природоохранных и научных организаций, Минэкоресурсов Украины подготавливает первичный вывод государственной экологической экспертизы, согласно которому материалы ТЭО, не соответствующие действующему законодательству, были возвращены на доработку. Это событие принимается как победа экологов, и страсти временно угасают.
   Прошлo два года, и весной 2003 года бой за Дунай возобновляется с новой силой. В апреле 2003 года Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем Минэкоресурсов Украины представляет для проведения государственной экологической экспертизы новые, доработанные материалы ОВОС. 10 июля 2003 года утвержден Вывод N 105 государственной экологической экспертизы, который констатировал: "без учета существующего на данное время статуса рассмотренной территории ... преимущество должно быть отдано варианту "Рукав Быстрый"". Вроде бы полностью логичное решение, но если бы оно не звучало также как старая, всем известная присказка "если нельзя, а очень хочется, то можно ...".
   Такое решение не могло остаться без пристального внимания со стороны защитников Дунайского биосферного заповедника, представителей общественности и научных кругов. В природоохранных кругах данная экспертиза была признана выполненной с нарушением основных принципов проведения экологических экспертиз: законности, государственного регулирования, научной обоснованности, объективности, комплексности - и без учета общественного мнения. "Боевые" действия разгораются с нешуточной активностью. На баррикады встают многочисленные сторонники и противники данного строительства.
   В это время на свет появляется проект Указа Президента Украины "О создании Дунайского трансграничного биосферного заповедника (резервата), установлении его границ, проведения зонирования его территории, оптимизации управления заповедником и дальнейшем расширении заповедной территории". Этот Указ, после его вступление в силу, мог бы разрешить назревшую проблему легко и быстро. Согласно Указу, Дунайский биосферный заповедник "расширяется" и приобретает новый статус - Дунайского трансграничного биосферного заповедника (резервата). Все эти "расширения" территорий и статуса заповедника выглядят очень странно на фоне ожесточенных боев за канал "Дунай-Черное море". Но как говориться "все гениальное - просто". Под "расширением" заповедника было завуалировано отчуждение гирло Быстрое ...
   Конец лета и начало осени 2003 года ознаменовалась подписанием множества Указов, Приказов и Распоряжений в государственных ведомствах Украины, направленных на лоббирование строительства судоходного канала.
   В августе 2003 года, под прикрытием "экспериментальных и подготовительных" работ, госпредприятие "Дельта-Лоцман" начинает первые работы по строительству канала.
   Но природоохранники не остаются в долгу. Одновременно с митингами протеста, факсовыми "атаками", письмами и телеграммами, в суды Украины начинают поступать судебные иски на произвол, творимый в дельте Дуная.
   На сегодняшний момент ситуация в дельте Дуная по-прежнему остается непредсказуемой ...
   Вот такова история дунайской проблемы, которая уже не первый год тревожит умы многих людей ...
   История нас всегда учила, что любое событие не однозначно ... В любом событии потомки участников будут находить различные достижения, ошибки и заблуждения ...
   Давайте перенесемся в будущее. А так как будущее мы выбираем сами, то у нас два варианта. Рассмотрим последствия обоих вариантов нашего возможного выбора.

   Если канал будет построен:
   1. Украина получит экономически, стратегически и политически выгодный судоходный канал Дунай-Крым - водную артерию, которую без преувеличения можно назвать золотой жилой страны. Или наоборот - Украина получит долгострой, повторив уроки канала "Прорва", не справившись с объемами работ или с ожесточенным сопротивлением природы. Оба варианта имеют право на жизнь ...
   2. Будут уничтожены уникальные заповедные территории Дунайского биосферного заповедника и многочисленные популяции животных и растений. Это нанесет невосполнимый урон экологии не только Украины, но и всей планеты. Как говорилось раньше, подсчитать урон, наносимый природе невозможно ... но пройдет время и "экономическая выгода" от "варварства" будет оценена сполна.
   3. Экономика Румынии получит существенный "удар в спину", который может, как развивающая страна, уже не пережить. Возможность возникновения международного конфликта, вплоть до вооруженного, тут нельзя исключать.
   4. За счет дноуглубительных работ, выборки осадочных пород произойдет сильное вторичное загрязнения дельты Дуная и акватории Черного моря. В донных отложениях зоны шельфа накоплено большее количество свинца, меди, мышьяка, берилия, необия, кобальта, висмута, никеля, хрома, цинка, кадмия, ртути, пестицидов - ялана, трефлана, а также радионуклидов. Любые работы по строительству судоходного канала вызовут вторичное отравление всей экосистемы прибрежной акватории Черного моря. Это коснется не только территорий Украины, но и территорий других причерноморских стран: Румынии, Болгарии, Турции. Известные туристические курорты Черного моря могут быть потеряны для будущих поколений.
   5. Будут нарушены экологические законы и общечеловеческие ценности. Предположить последствия строительства судоходного канала в дальнейших отношениях международных организаций с правительством Украины мы даже не пытаемся. Нарушения законов одной страной могут повести за собой череду нарушений в других странах, и на планете в целом, а это уже грозит глобальной экологической катастрофой.

   Если канал не будет построен:
   1. Останется не разрешенная проблема пришедшего в упадок пароходства. Увеличение безработицы местного населения и на фоне этого ухудшение криминогенной обстановки, нагревание социальных проблем.
   2. Румыния останется монополистом водного транспорта в дельте Дуная и сможет диктовать свои условия в разных областях политических отношений.
   3. Сохранится уникальный Дунайский биосферный заповедник, и это будет крупная победа "зеленых". Но на фоне криминогенной обстановки и безработицы местного населения угроза браконьерства и вандализма могут свести на нет все попытки экологов по защите заповедных земель.
   Как мы видим, оба варианта имеют и положительные и отрицательные моменты. Как в любой войне победа одной из противоборствующей стороны приводит к смерти, краху, горю и страданиям всех участников конфликта.
   Поэтому мы и обращаемся ко всем сторонам, затронутым в данном конфликте. Будьте разумны и объедините свои силы, чтобы вместе, сплоченно, решить эту многолетнюю проблему. К тому же, уже существуют альтернативные проекты строительства судоходного канала. Конечно, любой альтернативный вариант будет более дорог в денежном эквиваленте, но его успех может решить все проблемы.
   Мы обращаемся не только к государственным структурам Украины, мы обращаемся также ко всем причерноморским странам, втянутым в конфликт, мы обращаемся к международным организациям, природоохранным структурам, общественности. Проблема дунайского региона намного сложнее, чем кажется с первого взгляда. Ее решение - это прерогатива не только Украины, а всего человечества. Давайте не будем повторять ошибок прошлого, а будим учиться на них. Время безрассудства и быстрых решений прошло. Жизнь человечества в наших руках. Именно от наших сегодняшних поступков и их экологического осознания зависит наша жизнь завтра.

   Агальцов А.А., Агальцова Л.Е.

  Выражаем благодарность Сизых Е.Е.
  за помощь в подготовке материала.

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность