404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0
БИБЛИОТЕКА СТАТЕЙ

На главную страницу проекта     К оглавлению раздела


"ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК"
ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Программа "Повестка дня на XXI век", принятая в 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, предлагает правительствам и местным властям научно обоснованные рекомендации по предотвращению ухудшения состояния воздуха, воды и почвы, по сохранению лесов и разнообразия форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления ресурсов, здравоохранения и образования, проблемы городов и сельских районов. Отводится своя роль каждому: правительствам, деловым людям, ученым, коренным народам, женщинам, молодежи и детям.

Программа возлагает основную ответственность за принятие необходимых мер на правительства, но указывает, что они должны тесно сотрудничать с международными организациями, деловыми кругами, региональными, провинциальными и местными властями, а также с общественными организациями. Только партнерство в широких масштабах может принести всем нам более безопасное и обеспеченное будущее.

Что же такое партнерство в широких масштабах для современного российского ДОУ? И каким образом может оно принести более безопасное и обеспеченное будущее если не всем нам, то хотя бы малышам?

Детских садов в России около 50 000 и посещает их более половины наших малышей. Каждый детский сад - это автономная территория размером редко более 1 га: 50 000 га - это три тысячных доли процента территории страны. На этих 0,003% территории России необходимо обеспечить:

Каждое из этих трех условий по отдельности выполнить в наши дни непросто, а уж усилиями одних только сотрудников детского сада совершенно невозможно. Что делать?

В 1992-1999 гг. на средства из госбюджета, а также ряда внебюджетных источников ученые и педагоги Москвы и Пущино (Научный центр биологических исследований РАН) провели анализ условий реализации сегодня в России основных целей и задач программы "Повестка дня на XXI век" на уровне ДОУ и разработали концепцию "Детский сад - эталон экологической культуры". Концепция рассматривает ДОУ как структуру, которая призвана стать платформой для объединения на местах усилий администрации и общественных организаций по осуществлению конкретных мер и акций, способствующих повышению экологической культуры жителей.

В течение последних 10 лет Центральный совет Всероссийского общества охраны природы (ЦС ВООП) помогает российским ДОУ осваивать программу "Повестка дня на XXI век" и концепцию "Детский сад - эталон экологической культуры".

Ежегодно проводятся смотры-конкурсы, в которых участвовало уже почти 20 000 ДОУ Десятки ДОУ из разных регионов России получили дипломы и призы, а призеры 2000 г. - даже денежные премии от Фонда памяти В. Чивилихина. Раз в два года проводятся Российские конференции "Проблемы и перспективы экологического воспитания в детском саду и начальной школе" и публикуются сборники материалов этих конференций.

Обобщая опыт 10 лет работы, можно сказать, что сегодня в России ДОУ играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей. При этом коллективы многих ДОУ творчески решают задачу подготовки детей к пониманию экологических проблем, а специалисты природоохранных органов, ученые, школьники, общественность помогают ДОУ становиться на местах эталонами экологической культуры, воплощая на деле прогрессивные научно-методические рекомендации по достижению равновесия между стремлением людей удовлетворять свои потребности и способностью природных систем поддерживать жизнь.

Опыт ЦС ВООП по внедрению передовых научных рекомендаций в деятельность своих базовых ДОУ позволяет считать, что именно детские сады здесь и сейчас могут (и должны!) стать образцами, на примере которых каждый здравомыслящий россиянин познакомится с замечательными принципами устойчивого развития и методами их осуществления.

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Межведомственное сотрудничество

В реализации концепции "Детский сад - эталон экологической культуры" деловыми партнерами ДОУ должны стать разные ведомства и структуры: органы санэпиднадзора, службы озеленения, ОВД, комитеты по делам молодежи и спорта, советы ветеранов, общества охраны природы и т.д.

Самое сложное - согласовать предпринимаемые разными партнерами реальные шаги с насущными задачами ДОУ. Преодолеть эти трудности поможет своевременное обеспечение всех заинтересованных групп и лиц в доступной форме информацией о том, как разнообразные природные, экономические, социальные и другие факторы в комплексе определяют экологическую культуру ДОУ.

Также понадобятся определенные организационные усилия по разработке и реализации на разных уровнях целевых комплексных межведомственных программ устойчивого развития ДОУ с привлечением предпринимателей, общественных организаций, ученых и молодежи.

Борьба с бедностью

Подавляющее большинство граждан России живет за чертой бедности, а это означает - неполноценное питание и медицинское обслуживание, неудовлетворительный уход за детьми, образование и воспитание. Для многих семей услуги ДОУ жизненно важны. Необходимо ставить перед обществом важнейшую задачу - искать источники финансовой помощи для обеспечения бедных и нуждающихся семей всем комплексом услуг ДОУ.

Защита и улучшение здоровья людей

Сегодня перед жителями России стоят очень серьезные проблемы в области здравоохранения. ДОУ могут внести существенный вклад в решение общенациональных задач по улучшению здоровья населения. Для этого местным законодательным и исполнительным властям потребуется реализовать следующие меры:

Принятие решений, касающихся устойчивого развития ДОУ

Опыт 10 лет работы ЦС ВООП показывает, что большинство лиц, принимающих решения по вопросам ДОУ, а также сами родители не представляют в комплексе роли экономических, социальных и экологических факторов для функционирования ДОУ. В идеале власти разного уровня должны разработать свои стратегии устойчивого развития ДОУ, предусмотрев привлечение дополнительных ресурсов и их эффективное использование ресурсов.

Общество должно предоставить финансовую помощь ДОУ, особенно в регионах с недостаточным бюджетным финансированием и в зонах экологической опасности. Рыночные факторы, такие как налоги и пени за коммунальные платежи и другие штрафные санкции, должны применяться в отношении ДОУ с особой осторожностью. Цены на товары и услуги, потребляемые ДОУ, должны быть максимально щадящими. Необходимо предоставлять консультативную и техническую помощь ДОУ, которые в них нуждаются.

РАЗДЕЛ 2. СОХРАНЕНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ

Воздух

Наша атмосфера в целом и воздушная среда городов в особенности все больше загрязняется, иногда очень опасными для здоровья людей веществами. Нужно добиваться, чтобы правительства и местные власти:

Рациональное использование земельных ресурсов

Рост потребностей человечества в земельных и природных ресурсах ведет к конкуренции и конфликтам. К сожалению, эта тенденция в полной мере прослеживается в отношении земельных ресурсов ДОУ, особенно в больших городах.

Необходимо добиваться, чтобы правительства и местные власти, рассмотрев все экологические, социальные, демографические и экономические факторы, выработали законы и нормативы, административные предписания и экономические стимулы, побуждающие к рациональному использованию земельных ресурсов ДОУ. Для это следует:

Озеленение

Руководители ДОУ вместе с правительствами и местными властями должны организовать обсуждение современных технологий использования зеленых насаждений для эффективной организации эколого-воспитательной работы с детьми и просветительской работы с семьями с привлечением широкого круга партнеров (частным сектором, учеными, изобретателями, группами местных жителей, коренным населением и общественностью) в целях разработки долгосрочной политики по сохранению зеленых насаждений каждого ДОУ.

Необходимы целевые программы охраны зеленых насаждений ДОУ, которые бы включали:

Увеличение посадок новых деревьев и кустарников.

Устойчивое развитие сельских ДОУ

Одна из наиболее важных задач, которую каждодневно решает каждое ДОУ, - как обеспечить своих воспитанников полноценным питанием. В сельских районах, производящих продовольствие, можно было бы стимулировать предпринимателей вкладывать средства в производство экологически чистых продуктов питания для ДОУ путем предоставления им прав на владение землей и обеспечения их ресурсами, финансами и гарантиями реализации их продукции в интересах ДОУ по справедливым ценам. Конечно, это задача для властных структур.

Специальное производство продуктов питания для сельских ДОУ с использованием методов и приемов экологически грамотного ведения хозяйства позволило бы создать локальные зоны экологически чистого ведения сельского хозяйства - эталоны экологической культуры для местного населения.

Большинство городских ДОУ России лишены в настоящее время загородных баз отдыха. Можно было бы задействовать территории сельских ДОУ как летние базы отдыха для городских детских садов и родителей с детьми, а также для организации летних дошкольно-школьных экологических площадок. Проведение таких мероприятий будет способствовать информационно-культурному обмену между городскими и сельскими ДОУ, а также привлечет дополнительные финансовые ресурсы для сельских ДОУ.

Сохранение биологического разнообразия

Биологические ресурсы обеспечивают нас жильем, продуктами, одеждой, лекарствами и духовной пищей. Эти ресурсы содержатся в природных экосистемах лесов, саванн, пастбищ и охотничьих угодий, пустынь, тундры, рек, озер и морей. Они также находятся в помещениях и на территориях ДОУ.

Совместными усилиями правительств и местных властей в сотрудничестве с учеными, общественными организациями, студентами и школьниками необходимо:

Охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды

Во многих регионах, особенно в больших городах, наблюдается общая нехватка и загрязнение источников пресной воды из-за отсутствия у населения необходимых знаний и соответствующих культурных традиций.

Деловые партнеры могли бы помочь ДОУ, предприняв следующие шаги: -

Правительства и местные власти, которые сумеют привлечь хорошо подготовленных специалистов для оценки и развития пресноводных ресурсов ДОУ, создадут прекрасные демонстрационные модели для обучения местного населения передовым технологиям оценки водных ресурсов и управления водопользованием на рациональной основе.

Повышение безопасности использования токсичных химических веществ

Некоторые из крупных промышленных районов нашей страны настолько загрязнены химическими веществами, что это наносит ущерб здоровью. В результате торговли ряд загрязненных токсичными химическими веществами продуктов и предметов, использование которых запрещено в одной стране, отправляются в другие страны, где потребители мало осведомлены об их опасности. Кроме того, химические вещества используются в каждом ДОУ для бытовых нужд.

Руководители ДОУ должны овладевать специальными знаниями и опытом использования самих химических веществ, продуктов и предметов и делиться ими друг с другом, а также требовать от правительства и местных властей информацию о вреде химических веществ, доступную пониманию специалистов ДОУ и населению.

Удаление твердых отходов и очистка сточных вод

Постоянное увеличение объемов бытовых отходов и сточных вод в городах создает угрозу здоровью человека и окружающей среде. Каждое ДОУ должно стать для местного населения демонстрационной просветительской моделью экологической культуры.

Содержанием широкого круга программ и проектов, реализуемых в интересах устойчивого развития ДОУ, может стать рециркуляция отходов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности ДОУ, создание при ДОУ небольших установок для рециркуляции отходов, производства компоста, орошения с использованием очищенных сточных вод и рекуперации энергии из отходов.

Одновременно необходимы инструкции и финансовые стимулы, поощряющие промышленные предприятия к изменению конструкций их изделий для ДОУ так, чтобы это способствовало сокращению отходов. Например, расширять при изготовлении предметов для ДОУ использование биоразлагаемых материалов и материалов, пригодных для безопасного повторного использования.

Радиационная безопасность

Учитывая особую опасность воздействия радиоактивного облучения, важно свести к минимуму потенциальную опасность в местах, приближенных к атомным электростанциям и другим производствам, связанным с переработкой, транспортировкой и ликвидацией радиоактивных материалов. Меры по соблюдению радиационной безопасности дошкольников необходимо иметь в виду при разработке проектов ДОУ.

Следует требовать от правительств и местных властей:

РАЗДЕЛ 3. УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОСНОВНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Роль женщин в обеспечении устойчивого развития ДОУ

Женщины обладают знаниями и опытом в деле рационального использования и охраны природных ресурсов, вторичного использования материалов, здорового образа жизни, духовного и нравственного совершенствования. Персонал ДОУ - это в основном женщины.

Следует повсеместно увеличить количество женщин-руководителей, плановиков, ученых, технических советников, менеджеров и консультантов в тех властных структурах, от которых зависит планирование и реализация программ устойчивого развития ДОУ как природно-хозяйственных комплексов, выполняющих оздоровительные, рекреационные и просветительские функции. В работе с семьями руководству ДОУ следует стремиться к тому, чтобы вырабатывать у женщин мотивацию и навыки по сокращению и ликвидации несовместимых с экологической культурой видов потребления.

Роль детей и молодежи в обеспечении устойчивого развития ДОУ

Деловыми партнерами в повышении экологической культуры ДОУ могут стать студенты и школьники. Участие в такой работе позволит молодежи получить ценный опыт личного участия в обнаружении и решении проблем окружающей среды.

Специально подготовленные школьники могут проводить систематический мониторинг экологического состояния территорий ДОУ с помощью биологических видов-индикаторов. Студенты в рамках курсовых и дипломных работ могут исследовать экологическую ситуацию, а также экономические, социальные, материально-технические и другие проблемы ДОУ, обмениваться информацией и опытом друг с другом, в том числе с использованием Интернет.

Учитывая то, что дети дошкольного возраста с огромным энтузиазмом перенимают образцы поведения старших братьев и сестер, необходимо привлекать молодежь к активной исследовательской, просветительской, кружковой работе с дошкольниками.

Укрепление роли коренного населения

Многие поколения коренного населения сформировали целостное, основанное на обычаях и традициях представление о земле, природных ресурсах и окружающей среде. Для решения проблем, связанных с устойчивым развитием ДОУ в местах проживания коренного населения, очень важно учитывать национальные правила и традиции использования ресурсов.

Сотрудничество с общественными организациями

Общественные организации в России могут сыграть важную роль, помогая ДОУ достичь согласия с другими партнерами. Для этого им понадобится своевременный доступ к информации, а также поощрение со стороны правительств и местных властей совместной деятельности общественных организаций и коллективов ДОУ. Именно таким путем успешно повышается экологическая культура базовых ДОУ ЦС ВООП на местах. Очень важно, чтобы все органы законодательной и исполнительной власти, используя опыт и знания общественности, более активно и действенно оказывали им свою финансовую и административную поддержку.

Местные власти

Конкретные варианты программ устойчивого развития ДОУ на местах должны быть разработаны именно местными властями.

Местные должностные лица должны проконсультироваться с учеными и руководителями ДОУ по поводу стратегии устойчивого развития местных ДОУ. Такое согласие поможет им внести изменения в местные программы, политику, правила и законы для того, чтобы достичь целей устойчивого развития. Процесс консультаций углубит понимание общественностью вопросов устойчивого развития.

Необходимо шире использовать возможности объединения местных усилий с международным экологическим движением. Граждане разных стран должны иметь возможность обмениваться информацией, идеями и опытом, приобретенными на местном уровне. Организационную и информационную поддержку на международном уровне местным властям могут оказать такие организации, как Центр ООН по населенным пунктам (Хабитат), Программа развития ООН, Программа ООН по окружающей среде, Международный союз местных органов управления, Всемирная ассоциация столичных городов, Встреча крупных городов мира и Всемирная ассоциация породненных городов. А также Тасис, Иклеа и др.

Деловые и промышленные круги

Некоторые просвещенные руководители предприятий добровольно принимают меры по минимизации воздействия производства на здоровье человека и на окружающую среду. Более широкое информирование представителей деловых и промышленных кругов о конкретных проблемах экологической безопасности и эколого-сообразного развития ДОУ помогло бы им:

Научные и технические круги

Ученые и технические служащие несут особую ответственность за исследования биосферы и помощь в ее защите. Представители этой группы, которая включает инженеров, архитекторов, промышленных дизайнеров, планировщиков городов и специалистов других профессий, могли бы разработать кодекс действий и руководящие принципы для согласования потребностей человека и интересов защиты окружающей среды на уровне ДОУ. Разумно было бы создать компьютерную имитационную деловую игру для обучения всех участников.

Данный кодекс, выводы и результаты исследования должны быть признаны местной общественностью. А для этого необходим полный и открытый обмен информацией среди ученых и руководителей, причем на языке, понятном для всех категорий участников. (Другие действия см. далее.)

РАЗДЕЛ 4. СРЕДСТВА к ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

Финансирование

Основные условия для обеспечения устойчивого развития - экономический рост, социальное развитие и искоренение нищеты. В ДОУ в первую очередь не должно быть нищеты. Популярный советский лозунг "Лучшее - детям!" должен, наконец, стать явью, несмотря на все перипетии перехода к рыночной экономике. Цена бездействия наверняка перевесит финансовые затраты на реализацию программы "Повестки дня на XXI век" для ДОУ России. Основные финансирующие организации должны проявить достаточную честность, чтобы помочь ДОУ найти дополнительные средства, необходимые для реализации данного проекта.

От общества в целом потребуется оказать помощь ДОУ в экологически неблагополучных регионах, с дефицитом местных бюджетов, чтобы ДОУ в этих регионах смогли найти средства для обеспечения устойчивого развития. Подобную деятельность правительства и местные власти могли бы поощрять путем проведения национальной, региональной и местной политики, содействующей инвестированию и созданию совместных предприятий, а также обеспечению финансирования за счет общественных взносов

Наука в целях устойчивого развития ДОУ

Страна нуждается в долгосрочных научных оценках состояния природных ресурсов, использования энергии, влияния разнообразных факторов на состояние здоровья и демографические тенденции. Кроме того, существует потребность в постоянной публичной проверке способности глобальных и региональных систем жизнеобеспечения удовлетворять потребности человека и окружающей его природы. 50 000 ДОУ по всей стране можно использовать как тестовые площадки для такого непрерывного фонового мониторинга. Ученым необходимо разработать для ДОУ научно обоснованные:

Просвещение, подготовка кадров и информирование населения

Многие люди на разных ступенях социальной иерархии в современной России не понимают тесной связи между деятельностью человека и окружающей средой, поскольку они не располагают точной и достоверной информацией, а также не имеют навыков долгосрочного прогнозирования на основе научно достоверной информации.

Просвещение на примере ДОУ - эталона экологической культуры - поможет людям в усвоении представлений, экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития общества, а главное -для полноценного физического, психического и нравственного развития ребенка.

Организационные меры, связанные с устойчивым развитием ДОУ

Разработка стратегий устойчивого развития ДОУ и, в особенности, выполнение рекомендаций по устойчивому развитию, потребуют перестройки и более активных мер в экономических, социальных и смежных областях деятельности ДОУ.

Действенной организационной мерой может стать создание при правительствах разного уровня и местных администрациях межведомственных комиссий по разработке и реализации комплексных целевых программ "Детский сад - эталон экологической культуры" для конкретных ДОУ. Постоянное и эффективное участие общественности, ученых и населения в работе таких комиссий - необходимое условие для осуществления программы "Повестка дня на XXI век" для ДОУ.

Федеральное законодательство

Существующее российское законодательство, в область ведения которого попадают проблемы устойчивого развития ДОУ, включает Федеральные законы: "О санитарно-гигиеническом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка", "Об особо охраняемых природных территориях", "О безопасности", "Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общественных организациях", "Об информации" и др.

Для более эффективного использования этой законодательной базы в интересах повышения экологической культуры ДОУ необходимо:

Важно, чтобы все регионы приняли участие в разработке межведомственных договоров по повышению экологической культуры ДОУ. Ряду регионов придется оказать существенную поддержку в приобретении знаний и опыта в области законодательства по вопросам устойчивого развития, а также в предоставлении справочной информации и научно-технического опыта, необходимого для участия конкретных ДОУ в правовых документах.

Информация для принятия решений

Как показал 10-летний опыт работы ЦС ВООП систематическая информационная поддержка позволяет ДОУ во всех регионах России, включая отдаленные от научных и культурных центров, успешно двигаться по пути повышения экологической культуры. В ряде мест существующая информация не используется достаточно эффективно из-за отсутствия надлежащих технологий и подготовленных специалистов, недостаточной осведомленности о ее наличии и значении, а также в силу необходимости решать другие, более насущные задачи.

Информация об устойчивом развитии ДОУ должна поступать к людям, которым она нужна, когда она им нужна, и в доступной форме. Очень важно, чтобы население и руководители ДОУ имели необходимую и доступную пониманию информацию и навыки для обеспечения устойчивости окружающей ДОУ среды и ресурсов.

Полезно было бы создание целевого тематического сервера и обеспечение каждого ДОУ возможностью работы с Интернет.

Заключение

При подготовке этой работы мы старались по возможности сохранить структуру и логику представления материала исходной программы "Повестка дня на XXI век", используя популярное изложение этого документа, подготовленное на русском языке в 1993 г. Центром "За наше общее будущее". Авторы будут признательны читателям за все замечания и соображения по поводу повышения экологической культуры ДОУ в интересах нашей страны, а также по организации конкретной деятельности в этом направлении.

Потапова Татьяна Васильевна - д-р биол. наук, ведущий науч. сотр. НИИ физ.-хим. биологии им. А.Н. Белозерского, МГУ им. М.В. Ломоносова, член президиума ЦС ВООП.
Тел.: (095)9395506,
факс: (095)9393181,
E-mail: POTAPOVA@GENEBEE.MSU.SU

Морозова Ольга Вадимовна -ведущий спец. Управления экологической безопасности Министерства природных ресурсов РФ.
Тел./факс: (095)1255251.

Волков Владимир Алексеевич - канд. геогр. наук, эколог администрации г. Королева Москоской обл.


Наверх    На главную страницу проекта    К оглавлению раздела

[an error occurred while processing the directive]