ПРИМЕРЫ

На главную страницу проекта     К оглавлению раздела


1. Название проекта "ДЕТСКИЙ САД - ЭТАЛОН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ".

2. Организация-заявитель:Всероссийское общество охраны природы (ВООП).

3. Контактные координаты:
3.1.1. Руководитель организации - И.Ф. Баришпол.
3.1.2. Руководитель проекта - Т.В. Потапова.
3.1.3. 127254 Москва ул. Руставели 19, кв.155.
3.1.4. 8-095-2185659 - тел. домашний. 8-095-9393181 для Т.В. Потаповой - факс служ.
3.1.5. potapova@genebee.msu.ru.

4. Ссылки на информацию о проекте в сети Интернет: http://kids.genebee.msu.ru.

5. Направление:Комплексная программа, интегрирующая направления 1 - 7.

6. География осуществления проекта: Более 20000 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) из 59 регионов России, имеющих региональные подразделения ВООП.

7. Период осуществления проекта: С 1995 года по настоящее время.

8. Время реализации: Долгосрочный проект.

9. Целевая аудитория: Проект рассчитан на руководителей ДОУ, педагогов, родителей, ученых, представителей региональной и местной администрации и общественных организаций.

10. Возрастные группы: Проект реализуется в интересах дошкольников.

11. Аннотация проекта:
Основная цель проекта - помощь специалистам и местной общественности по усовершенствованию экологического воспитания дошкольников в рамках Концепции экологического воспитания дошкольников /1, 12/ и научно-практических рекомендаций по ее внедрению, учебной программы "Надежда" (комплексная подготовка дошкольников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека) /14/, Концепции и научно-практических рекомендаций "Детский сад - эталон экологической культуры" /19/ и "Повестки дня на 21 век для ДОУ" /27/.

Основное содержание направления работ по проекту - комплексная экологизация деятельности ДОУ с включением вопросов сбережения дикой природы, экологически грамотного природопользования и прав человека на экологически безопасную окружающую среду. Для решения этой задачи региональные подразделения ЦС ВООП ведут активную работу по обеспечению экологической безопасности ДОУ, экологическому просвещению родителей и местного населения, привлечению внимания малышей к заинтересованной и умелой работе старших по изучению и улучшению окружающей среды (природной, искусственной, информационно-культурной).

Технология: ВООП с 1993 г. организует и проводит ежегодно смотры-конкурсы на лучшую постановку эколого-воспитательной работы в детских садах России, а 1 раз в 2 года - Российские конференции по этому направлению. ЦС ВООП систематически путем усложнения и расширения требований к участию в смотре-конкурсе и Российских конференциях стимулирует специалистов из регионов России знакомиться с современными требованиями к экологическому воспитанию дошкольников и включать в свою практическую работу новые формы и методы, диктуемые этими требованиями. ЦС ВООП направляет инструктивные и информационные материалы своим региональным подразделениям, которые курируют работу нескольких сотен базовых ДОУ, являющихся, в свою очередь, просветительскими центрами на местах. Помимо изданий из приведенного ниже списка ЦС ВООП обеспечивает специалистов ДОУ на местах (через региональные подразделения и базовые детские сады) текущими информационными материалами, проводит обучающие семинары и консультации ученых, помогает обмениваться издаваемыми в регионах пособиями и материалами.

11. Опыт распространения Ваших методик, подходов, результатов:
В 1999-2002 г.г. ДОУ N1901 (ВАО г. Москвы) функционировал как городская экспериментальная площадка по теме проекта, и педагоги этого ДОУ разработали полный комплект методик и рекомендаций по экологизации всего учебного процесса, включая занятия с детьми в группах, праздники в детском саду, формы взаимодействия с местными организациями. С 2001 г. полномасштабное внедрение проекта осуществляется в г. Королеве Московской обл., где при муниципальной администрации создана межведомственная комиссия, курирующая пилотное внедрение проекта в 3 ДОУ.

12. Наличие информационных материалов о проекте: К сожалению, большинство публикаций из приводимого списка исчерпали свои тиражи (кроме 800 экз. книги /29/) и с их содержанием можно ознакомиться только в ЦС ВООП, где можно заказать ксерокопии интересующих материалов. ЦС ВООП имеет электронные версии всех изданий и готов заключать договора об издании дополнительных тиражей на местах. Готовится к печати новое издание сборника "Детский сад эталон экологической культуры". По всем вопросам обращаться в ЦС ВООП к Валентине Ивановне Ефимовой: телефон - 9233038.

Концепция /12/ была разработана московскими и пущинскими учеными на средства госбюджета (темы 8.6.5 и 8.6.9 ГНТП "Экология России" и темы 12.2.1 и 12.7.6 ФЦП "Экологическая безопасность России", - см. /2-5/). В развитие Концепции /12/ при участии специалистов базового детского сада ЦС ВООП (логопедическое коррекционное ДОУ N1901 г.Москвы) и ЦС ВООП (И.Ф. Баришпол, Л.В. Баль, В.И. Ефимова, Т.В. Потапова, О.Ю. Цитцер) была подготовлена учебная программа "Надежда" /14/ (издана при поддержке ИСАР). Разработка Концепции "Детский сад - эталон экологической культуры" /19/ и научно-практических рекомендации по ее внедрению были частично профинансированы из госбюджета в рамках НИОКР-98 Госкомэкологии России и изданы на средства Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия). Работа ДОУ № 1901 в 1999-2001 г.г. поддерживалась финансово и организационно Москомобразованием. Ознакомительные семинары для московских специалистов в 1999-2000 г.г. проводились при организационной поддержке Московского института открытого образования и финансовой поддержке ФЭФ. Возможность размещать материалы в сети Интернет предоставлена дирекцией НИИ ФХБ им. А.Н. Белозерского МГУ. В 2000 г. часть материалов по проекту издавалась при финансовой поддержке МинЧС (в рамках программы "Дети Чернобыля"). В 2003 г. материалы по проекту включены в сборник для сельских ДОУ, подготовленный Минобразования РФ.

 

14. Источники административной, информационной, материальной и финансовой поддержки: Мы ведем огромную по объему работу практически без целевого финансирования. Это крайне тяжело.

15. Источник получения информации о создании справочника "Общественные ресурсы образования": Электронная почта.

16. Примечания и дополнения (все, что Вы бы хотели добавить)

Список материалов, опубликованных по проекту.

1. Т.В. Потапова. 1995. "О формировании концепции экологического воспитания дошкольников". // Сб. "Развитие непрерывного экологического образования: материалы 1-й Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию". М. МНЭПУ. 1995. Стр. 42-53.

2. Т.В. Потапова. 1995. "Международные нормы и требования по содержанию, формам и методам экологического образования". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 1995. стр.9-14.

3. К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова. 1995. "Развитие представлений о содержании, формам и методах экологического образования в России конца 20 века". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 1995. стр. 14-30.

4. К.Б. Асланиди, С.Г. Кикнадзе, Т.В. Потапова. 1995. "Опыт разработки экологического образования программ негосударственным предприятием". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 1995. Стр. 104-112.

5. К.Б.Асланиди, Т.В.Потапова. 1995. "Рекомендации по созданию эколого - образовательного Центра". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 1995. Стр. 112-115.

6. T. Potapova. 1995. "School children as EE teachers for pre-school age children". // CONNECT, September 1995. P. 8-9.

7. К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова. 1996. "Привлечение школьников к экологическому воспитанию дошкольников". // "Известия Японского Фонда защиты дикой природы, апрель 1996. Стр.5-7. (на япон. яз.).

8. Л.А. Милованова, Т.В. Потапова. 1996. "Природа и творчество в семейных мастерских". // ЭКОС-Информ, N6. Стр. 65-68.

9. Т.В. Потапова. 1997. "Право на экологическое право". // Вестник экологического образования в России. N1(3). Стр.13.

10. Т.В. Потапова. 1997. "Экологическая культура в раннем детстве". // Обруч. N2, с.8-10.

11. Т.В. Потапова. 1997. "Перспективы использования результатов НИР Минприроды РФ в эколого- воспитательной работе с малышами и в организации такой работы". // Материалы регионального (Европейская часть России) совещания "Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях" (21-22 ноября 1995 г. Москва). М. КМК Scientific Press. Стр. 17-25.

12. К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова. 1997. "Концепция экологического воспитания дошкольников". // Мир психологии. N1. Стр. 75-84.

13. Т.В. Потапова. 1998. "Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях". // Материалы Российской конференции "Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях" (19-20 ноября 1997 г. Москва). М. КМК Scientific Press. Стр. 3-11.

14. Т.В. Потапова и др. 1998. "НАДЕЖДА (Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека". Пущино. ОНТИ НЦБИ. 41 стр.

15. Т.В. Потапова. 1998. "Проект назывался "МАЛЫШИ И НЯНЬКИ". // Сб. "Сила движения": информационно-методический сборник по итогам программы поддержки российских экологических НПО "Семена демократии". М. С.150-154.

16. Т.В. Потапова. 1999. "Проблемы дошкольного экологического воспитания". //Сб. материалов конференции "Экология и духовность" в рамках празднования 2000-летия Христианства (3 ноября 19999 г., Москва). М.:АТЭ. Стр.7-10.

17. Т.В. Потапова. 1999. "Развитие форм и методов экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе". // Материалы Российской конференции "Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе ", (2-3 декабря 1999 г. Москва). М. КМК Scientific Press. Стр. 3-8.

18. Л.С. Журавлева, М.К. Титова, Т.В. Потапова. 1999. "Организация эксперимента по теме "Детский сад - эталон экологической культуры" на базе типового ДОУ". // Материалы Российской конференции "Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе ", 2-3 декабря 1999 г. Москва). М. КМК Scientific Press. стр. 159-161.

19. И.Ф. Баришпол, Л.В. Баль, Л.С. Журавлева, Т.В. Потапова, О.Ю. Цитцер и Л.Т. Шикина. 2000. "Концепция "Детский сад - эталон экологической культуры". // Сборник "Детский сад - эталон экологической культуры". Часть I. М. КМК Scientific Press. Стр. 21-29.

20. Т.В. Потапова. 2000. "Детский сад - эталон экологической культуры". //Тезисы VII Международной конференции "Математика. Компьютер. Образование". (Дубна, 23-30 января 2000 г.) Стр. 269.

21. Т.В. Потапова. 2000. "Рекомендации педагогам и воспитателям по подготовке детей 4-6 лет к обучению основам экологии, природопользования и правам человека". // Сборник "Детский сад - эталон экологической культуры". Часть II. М. КМК Scientific Press. Стр.3-72.

22. Т.В. Потапова. 2000. "Обучение правам человека в раннем детстве (по материалам семинара под эгидой Европейского совета, Страсбург, 1984)". // Сборник "Детский сад - эталон экологической культуры". Часть II. М. КМК Scientific Press. Стр.159-169.

23. Т.В. Потапова. 2000. "Опыт создания отечественной системы непрерывного экологического образования от детского сада до лиц, принимающих решения". // Тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. (12-14 апреля, Москва). М.: Экопсицентр РОСС. Стр. 118-121.

24. Т.В. Потапова. 2001. "О формировании научного мировоззрения детей в условиях современной России". // Материалы Международной конференции "Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы". (Воронеж, 22-27 мая 2000г.), том II, стр. 390-398.

25. Т.В. Потапова. 2002. "Знать, любить, охранять. Экологическое образование с первых лет". // Семья и школа. №3. Стр.6-9.

26. Т.В. Потапова. 2002. "Энергия человеческой культуры - миф или реальность? (полемические заметки об экологическом образовании)". // Вестник экологического образования в России. №1 (23). Стр. 9-14.

27. Т.В. Потапова, О.В. Морозова, В.А. Волков. 2002. "Повестка дня на 21 век для дошкольных образовательных учреждений". // Управление ДОУ. №3. Стр.108-118.

28. Т.В. Потапова. 2002. "Экологическая культура в семье и детском саду". // Управление ДОУ. №5. Стр.115-118.

29. Т.В. Потапова. "Беседы о профессиях для дошкольников". М. "Сфера". 2003.

30. Т.В. Потапова. 2003. "Психологические барьеры при внедрении концепции "Детский сад - эталон экологической культуры". //Тезисы 3-й Российской конференции по экологической психологии. (14-16 сентября, Москва) - в печати.


Наверх    На главную страницу проекта    К оглавлению раздела

Рейтинг@Mail.ru EduCentral - первый российский образовательный портал