ПРИМЕРЫ

На главную страницу проекта     К оглавлению раздела


1. Название проекта: Вечерняя астрономическая школа

2 Организация-заявитель: Международная общественная организация "Астрономическое общество" (АстрО)

3. Контактные координаты:
Руководитель организации: Обридко Владимир Нухимович
Руководитель проекта: Бочкарев Николай Геннадиевич

Почтовый адрес руководителя проекта: 119992 Москва, Университетский проспект, 13
Телефон: (095) 9328844
Факс: (095) 9328841
e-mail: <boch@sai.msu.ru>

4. Ссылки на информацию о проекте в сети ИНТЕРНЕТ: В материалах отчетных докладов Съезду АстрО на странице: http://helios.izmiran.rssi.ru/EAAS/ rus/ index_rus.html

5. Направления: Изучение и охрана природы и окружающей среды; развитие научно-технического и мировоззренческого кругозора, содействие построению научной картины мира; повышение мотивации участников к творчеству и самообразованию

6. География осуществления проекта: Москва и ближайшее Подмосковье, Масштаб: Десятки человек в год

7. Период осуществления проекта: с 1994 г. по настоящее время

8. Время реализации проекта: Долгосрочный

9. Целевая аудитория: Учащиеся средних школ и средних специальных учебных заведений

10. Возрастные группы: 7 - 11 классы средней школы

11. Аннотация проекта

1. Цели и задачи: Удовлетворение интереса подрастающего поколения к небу, астрономии, вопросам естествознания, прежде всего, астрономии. Формирование у молодежи поколения естественно-научного мировоззрения; расширение кругозора и развитие широты мышления; профессиональная ориентация учащихся, привлечение заинтересованной молодежи в науку.

Астрономия тесно связана со всеми естественными науками; необходимость изучать предельно слабые сигналы от удаленных небесных тел и достигать максимально возможной точности измерений стимулирует инженерную мысль; тема "Человек и небо" указывает на исторически глубокие связи астрономии с гуманитарными науками, формирует философский склад мышления; необходимость иметь чистое небо над головой привлекает внимание к проблемам экологии и защиты окружающей среды, прежде всего - в глобальном масштабе. Таким образом, естественный интерес детей к небу становится стимулом для заинтересованного изучения ими основ, методов и достижений всех направлений современной науки.

2. Новизна, содержание, технология: В отличие от кружков при домах творчества детей и юношества в Астрошколе даются систематические знания по астрономии, физике и математике, рассказывается о месте нашей планеты Земля и Человека во Вселенной. Посещая теоретические занятия и выполняя практические работы, учащиеся могут оценить грандиозность и широту масштабов мироздания. Путем ознакомления учащихся с возможностями и достижения современной науки реализуются основные цели и задачи, указанные выше. Кроме того, это дает ученикам школы возможность определить степень привлекательности для них астрономии как профессионального вида деятельности.

Занятия ведутся в рамках научного учреждения: Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга (ГАИШ) при Московском Государственном университете им. М.В.Ломоносова (МГУ), что дает школьникам возможность почувствовать атмосферу научного учреждения и научной работы, прививает им интерес к получению самой современной, надежной и достоверной информации из первых рук.

Занятия ведутся бесплатно в вечернее время 2-3 раза в неделю по 3 академических часа каждое. Занятия проводят студенты, аспиранты и научные сотрудники МГУ. Предоставляется возможность доступа к телескопам студенческой обсерватории ГАИШ для знакомства со звездным небом.

3. Результаты: Ежегодно от одного до четырех учащихся Астрошколы поступают на Астрономическое отделение Физического факультета МГУ (всего 20 мест). Большинство оканчивающих Школу поступают в другие вузы или другие факультеты МГУ естественно-научной, технической и гуманитарной направленности.

12. Опыт распространения методик, подходов, результатов: Методика специально не распространялась, но может быть использована другими вузами и школами. Периодически даются консультации по отдельным взятым вопросам распространения астрономических знаний.

13. Наличие информационных материалов о проекте. В рамках отчетов Съезду АстрО, публикуемых на интернет-странице Общества и в виде отдельных брошюр.

14. Источники административной, информационной, материальной и финансовой поддержки. ГАИШ МГУ, предоставляет безвозмездное право пользования аудиториями и инструментарием. Физфак МГУ распространяет информацию о существовании и направлении работы Астрошколы. Отделение довузовского образования МГУ включило Астрошколу в список Школ Юных при МГУ (без материально-финансовой поддержки). Материальная и финансовая поддержка очень скудны: разовые незначительные выплаты преподавателям (~ 2000 рублей в год на весь коллектив). Два случая спонсорской помощи (безвозмездная передача аппаратуры).

15. Источник получения информации о создании справочника: ИНТЕРНЕТ

16. Примечания и дополнения. Несмотря на крайне ограниченное распространение информации о школе, интерес к ней достаточно велик. Астрошкола заведомо не в состоянии заполнить ту "экологическую нишу", которая образовалась в связи с отсутствием работы Московского планетария и чрезвычайной неполнотой школьного образования в области астрономии с одной стороны и сильным естественным интересом к небу детей и юношества с другой.

При наличии минимального регулярного финансирования, которое бы позволило, по крайней мере, изготовлять наглядные пособия и демонстрационный материал, Астрошкола может стать центром распространения астрономических знаний как минимум в рамках Москвы и области. Однако при настоящем положении дел выездные лекции и семинары, не говоря уже об организации астрономических кружков (школ) на местах (в общеобразовательных школах, при библиотеках и т.д.) являются практически невозможными, несмотря на острую потребность в такой работе.


Наверх    На главную страницу проекта    К оглавлению раздела