ћеждународный —оциально-экологический —оюз ћеждународный —оциально-экологический —оюз
  ќ нас | »стори€ и ”спехи | ћисси€ | ћанифест

—ети ћ—оЁ—

  „лены ћ—оЁ—
   ак стать
  членом ћ—оЁ—

ƒела ћ—оЁ—

  ѕрограммы ћ—оЁ—
  ѕроекты и кампании
   членов ћ—оЁ—

—оЁ—-издат

  Ќовости ћ—оЁ—
  "Ёкосводка"
  √азета "Ѕерегин€"
  ∆урнал ¬ести —оЁ—
  Ѕиблиотека
  ѕериодика ћ—оЁ—

 ќЌ÷≈ѕ÷»я –ј«¬»“»я
ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ… »Ќ—ѕ≈ ÷»» ѕќ ќ’–јЌ≈ ќ –”∆јёў≈… ѕ–»–ќƒЌќ… —–≈ƒџ ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌќ√ќ —ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ —ќё«ј

÷≈Ћ» » —ћџ—Ћ.

¬ апреле 2002 года в ћосковской регистрационной палате как некоммерческое учреждение ћ—оЁ— была зарегистрирована ќбщественна€ инспекци€ по охране окружающей природной среды.
—оздание общественной инспекции по охране окружающей среды €вл€етс€ одним из наших ответов на политику поэтапного и неуклонного ослаблени€ государственного экологического контрол€ и/или игнорировани€ экологического законодательства власт€ми –оссии и других стран (включа€ —Ўј - не думайте, что это €вление только —Ќ√-овское).
ќтветом естественным - если государство не защищает права своих граждан, то граждане должны организовыватьс€ дл€ защиты этих прав или терпеть. ¬ св€зи с этим учреждение инспекции следует рассматривать как акт политический, еще раз подчеркивающий бессилие государства в этой сфере обеспечени€ безопасности и прав граждан.
”чреждение инспекции позвол€ет создать и развивать инфраструктуру дл€ осуществлени€ законного права граждан и их объединений на общественный экологический контроль, предоставленного им  онституцией –‘, «аконом –‘"ќб охране окружающей среды" и законодательством других стран.
¬ –оссийской ‘едерации первичной правовой основой де€тельности инспекции €вл€етс€ ч.3-5 статьи 68 «акона "ќб охране окружающей среды", посв€щенна€ муниципальному и общественному экологическому контролю, а также природоресурсное законодательство и законодательство об об€занност€х органов власти –‘, субъектов –‘ и органов местного самоуправлени€ в области обеспечени€ конституционных прав граждан и пресечени€ (предотвращени€) нарушени€ действующего законодательства (вопрос о правовых основах де€тельности инспекции в других странах нуждаетс€ в изучении).
"3.ќбщественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществл€етс€ в цел€х реализации права каждого на благопри€тную окружающую среду и предотвращени€ нарушени€ законодательства в области охраны окружающей среды.
4.ќбщественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществл€етс€ общественными и иными некоммерческими объединени€ми в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
5.–езультаты общественного контрол€ в области охраны окружающей среды (общественного экологического контрол€), представленные в органы государственной власти –оссийской ‘едерации, органы государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации, органы местного самоуправлени€, подлежат об€зательному рассмотрению в пор€дке, установленном законодательством."

ќднако фиксаци€ экологических нарушений и предоставление информации о них в органы власти не €вл€етс€ единственной и даже главной формой де€тельности общественной инспекции.  ак и во времена ———– главным и самым действенным инструментом было, есть и будет предание гласности (известности) фактов нарушени€ прав и/или законодательства. » этот инструмент с каждым годом становитс€ все более значимым вне зависимости от перемен (или особенностей) в законодательстве. ¬о времена ———– сколь-нибудь облеченный должностью и властью нарушитель больше всего бо€лс€ того, что о факте браконьерства ему сообщат на работу. ¬ нынешние "рыночные" времена сколь-нибудь серьезные хоз€йствующие субъекты больше всего бо€тс€ того же самого - публичного обвинени€ в противоправной де€тельности.
Ќаличие у общественных организаций собственных средств массовой информации и развитие электронных систем коммуникации и информировани€ делают этот инструмент с каждым годом все более действенным, уже сопоставимым при умелом использовании с мерами административного или судебного воздействи€.
¬ св€зи с этим главной задачей общественной экологической инспекции становитс€ (нар€ду с традиционными задачами пресечени€ конкретных нарушений, совершаемых гражданами или юридическими лицами) систематическое воздействие на субъекты хоз€йственной де€тельности с целью принуждени€ их к экологизации их де€тельности. —татус инспекции (инспектора) как легального органа общественного экологического контрол€ в этом случае €вл€етс€ фактором повышени€ социального веса личности или организации, занимающейс€ "обычной" работой по охране окружающей среды - то есть вы€влением нарушений и вовлечением всех иных "агентов" вли€ни€ (власть, правоохранительные органы, средства массовой информации, общественное мнение) в процесс прекращени€ (предотвращени€) де€тельности, нарушающей права граждан.
—татус инспекции, учрежденной международной общественной организацией, может быть использован (даже при неопределенных правовых основани€х) дл€ контрол€ за соблюдением международных конвенций и соглашений об охране окружающей среды.

ќ–√јЌ»«ј÷»я » –ј«¬»“»≈.

–еальным фактором воздействи€ на "правила поведени€" общественный экологический контроль может стать только тогда, когда станет широко распространенной формой де€тельности общественных организаций и/или отдельных активистов. ѕоэтому с самого начала ќбщественна€ инспекци€ ћ—оЁ— по охране окружающей среды должна стать предметом сотрудничества ћеждународного —оЁ— и других заинтересованных общественных организаций. ¬ св€зи с этим предлагаетс€ в самое ближайшее врем€ ѕравление »нспекции сформировать из представителей ћ—оЁ—, √ринпис, ƒвижени€ ƒружин по охране природы и –оссийского представительства WWF как "де факто" сетевых организаций, действующих на территории более чем одной страны б———–.
Ќа втором этапе в ѕравление могут быть приглашены или кооптированы представители национальных сетевых общественных экологических организаций, согласных на такое сотрудничество (в –оссии это может быть, в первую очередь, ¬ќќѕ).

ѕервый, организационный, этап де€тельности инспекции должен быть посв€щен, с одной стороны, привлечению в р€ды инспекторов наиболее опытных и активных членов сотрудничающих организаций и, с другой стороны, обеспечению информационной (интеллектуальной), организационной и моральной (сейчас рано говорить о материальной) поддержки их де€тельности.
Ќа практике ѕравление должно выступить, с одной стороны, как придирчивый организатор формировани€ корпуса первых инспекторов, а с другой стороны, как пропагандист этой формы активности и опыта ее осуществлени€ (с использованием собственных и дружественных —ћ»). ¬ наиболее продвинутых регионах, вроде Ќижегородской или јмурской областей в –оссии, а также в про€вивших интерес странах —Ќ√, где есть собственный организационный и интеллектуальный ресурс, на этом этапе могли бы быть созданы филиалы инспекции.
«адача первого призыва инспекторов - на практике проверить возможность осуществлени€ общественного экологического контрол€ и вы€вить преп€тстви€ (барьеры), реально возникающие в процессе этой де€тельности. «адача ѕравлени€ - найти способы преодолени€ этих барьеров.
ќдновременно с организацией "призыва" (который лучше бы формировать из людей, имеющих опыт экологического контрол€, в том числе из общественных и бывших государственных инспекторов охраны природы и окружающей среды) требуетс€ организовать и провести детальный анализ российского законодательства с целью сведени€ в единое руководство норм, на которые может опиратьс€ общественный экологический контроль в своей де€тельности. ¬последствии этот анализ послужит в качестве хорошего или плохого примера дл€ работы с законодательством других стран. ѕервые попытки показывают, что это не €вл€етс€ тривиальной задачей.
Ќа этом этапе, который по самым оптимистичным предположени€м займет вторую половину 2002 года и весь 2003, полезным было бы провести серию встреч инспекторов разных регионов дл€ свободного обмена опытом побед и поражений.

ќтносительно дел второго этапа можно много "фантазировать", поскольку очевидно, что:

  • если опыт первых инспекторов будет преимущественно положительным, то на повестку дн€ станет создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышени€ квалификации инспекторов, а также постепенного создани€ филиалов инспекции в субъектах –‘ и в других странах —Ќ√;
  • если опыт первых инспекторов будет преимущественно отрицательным, то акцент будет смещен в область изменени€ действующего законодательства и поиска других организационных форм осуществлени€ общественного экологического контрол€, в том числе на базе сотрудничества с государственными правоохранительными органами (например, с экологической милицией).нформаци€ о проступке и дострочном прекращении полномочий публикуетс€ на сайте ћ—оЁ—.

Ќа первую страницу ќбщественной инспекции

–°–њ–µ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–µ –њ—А–Њ–µ–Ї—В—Л

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ - –і–ї—П –Я—А–Є—А–Њ–і—Л –Є –ї—О–і–µ–є

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ

–≠–Ї–Њ—А–µ–њ–Њ—А—В—С—А -
   –Ч–µ–ї—С–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞ –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞
   –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є
   —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–ѓ—А–Љ–∞—А–Ї–∞
   —Н–Ї–Њ—В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є

–≠–Ї–Њ–ї–Њ–≥–Є—П –Є –±–Є–Ј–љ–µ—Б

–Ч–љ–∞–є, —З—В–Њ –њ–Њ–Ї—Г–њ–∞–µ—И—М

–Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М

–Ю–±—Й–µ—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ
   —А–µ—Б—Г—А—Б—Л
   –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞–љ–Є—П

–Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л–µ –њ–∞—А—В–љ—С—А—Л:

Forest.RU - –Т—Б—С –Њ —А–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е –ї–µ—Б–∞—Е –Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М –°–Њ–≤–µ—В –њ—А–Є –Я—А–µ–Ј–Є–і–µ–љ—В–µ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Њ–є –§–µ–і–µ—А–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ —Б–Њ–і–µ–є—Б—В–≤–Є—О —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—О –Є–љ—Б—В–Є—В—Г—В–Њ–≤ –≥—А–∞–ґ–і–∞–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Њ–±—Й–µ—Б—В–≤–∞ –Є –њ—А–∞–≤–∞–Љ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞ –¶–µ–љ—В—А —Н–Ї—Б—В—А–µ–Љ–∞–ї—М–љ–Њ–є –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–Є–Ї–Є

–Ю–±–Љ–µ–љ –±–∞–љ–љ–µ—А–∞–Љ–Є