Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Зелёная волна - в защиту природы и прав малых народов Сахалина

Россия: Сахалин. За что боролись.

В серии заявлений со стороны общественных организаций, представляющих интересы коренного населения, прежде всего "Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" (АКМНСС и ДВ РФ - RAIPON), были даны дополнительные пояснения по сути противоречий, которые привели к блокаде дорог на сахалинские нефтепромыслы в середине января 2005 года.

1. Проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" негативно влияют на состояние оленьих пастбищ, вызывают снижение численности охотничьих животных и рыбы, которые являются основным источником жизнеобеспечения большинства из 3,5 тысяч коренных малочисленных народов Сахалина. При этом какие-либо компенсационные меры предусматриваются только для оленеводов Ногликского района. Интересы других представителей коренного малочисленного населения игнорируются.

2. Акции гражданского протеста вызваны отсутствием доступа к полной и достоверной информации по проектам, дезинформацией, содержащейся в опубликованной проектной документации, а также нежеланием компаний вести серьезный диалог с организациями коренного населения. Очередным примером такой политики стало соглашение, подписанное 18 января 2005 г. В нем были проигнорированы представители АКМНС Сахалинской области во главе со своим законно избранным президентом Алексеем Лиманзо.

3. Компания "Сахалин Энерджи" продолжает настаивать на своей позиции. 23 января 2005 года она заявила, что неизвестны юридические основания для проведения дополнительной этнологической экспертизы, а также границы такой экспертизы в случае ее проведения. Компания также утверждает, что ей неизвестно о существовании в этой сфере каких-либо методик определения количественно выраженного воздействия, которые были бы утверждены российскими нормами или приняты в международной нефтегазовой отрасли.

В российском законодательстве понятие этнологической экспертизы содержится в Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" 1999 г. "Статья 1: 6) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса". В этом же законе понятие этнологическая экспертиза упоминается и в ст. 8, где перечислены права коренных малочисленных народов. "Коренные малочисленные народы имеют право: 6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов".

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (1995 г.) дает следующее определение экологической экспертизы: "Статья 1. Экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы".

В случае с проектом "Сахалин-2" оценка социальных последствий воздействия на окружающую природную среду была проведена недостаточно полно. В материалах ОВОС проекта Сахалин-2, опубликованных в Интернет, проанализированы последствия влияния проекта на традиционное хозяйство нескольких семей оленеводов, а вот долгосрочное комплексное воздействие проекта на перспективы развития традиционного рыболовства и охоты многих сотен коренных народов Сахалина не рассмотрено.

Детальная методика для проведения оценок воздействия промышленных проектов на образ жизни коренного населения используется Всемирным банком. В этой сфере она стала фактически международным стандартом, который широко используют социально ответственные крупнейшие мировые компании и банки. Материнские компании "Шелл" и "ЭксонМобил", являющиеся операторами проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", прекрасно знают об этом.

Источники:
www.regnum.ru 27.01.2005.
Нефтяное обозрение
N 4 (68) 24 - 30 января 2005 г.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0504.htm

Возврат на главную страницу "Сахалин - Зеленая волна"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

Экология и бизнес

Знай, что покупаешь

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Центр экстремальной журналистики

Обмен баннерами