Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!

Хроника

АК "Транснефть" прячет от общественности проект нефтепровода.

ОАО "АК "Транснефть"" никому не предоставила материалов на общественную экспертизу во всех регионах, по которым проходит предполагаемая трасса нефтепровода из Сибири на Дальний Восток. Кампании обычно неохотно знакомят общественность с проектными материалами, и все же, следуя закону, документы дают. К ОАО "АК "Транснефть"" обращались с запросами многие общественные организации из Иркутска, Улан-Удэ, Владивостока, Москвы, но все получили отказ. Можно было познакомиться только с материалами ОВОС и то в библиотеке за несколько дней до начала общественных слушаний. Понятно, что в таких условиях практически невозможно привлечь независимых экспертов к оценке проекта. Кампания аргументирует свою позицию: "Мы выполняем решение правительства".

В сентябре проект ОАО "АК "Транснефть"" был отправлен государственной экологической экспертизой на доработку с требованием повысить экологическую безопасность на Байкальском участке. Трасса нефтепровода из Восточной Сибири в страны АТР была отодвинута на 50 км и теперь предполагается в 100 км от северного берега Байкала, в 25 км от границы территории Всемирного природного наследия. По Верхнеангарскому хребту, где высоты достигают 2 600 м, в условиях постоянной высокой сейсмичности и вечной мерзлоты предполагается строить магистральный нефтепровод, который пройдет через один из крупнейших притоков Байкала - р. Верхнюю Ангару.

Предпологаемый нефтепровод пойдет вдоль БАМа, пересекая на своем пути крупные реки Чуну, Ангару, Илим, Лену, Киренгу, а также множество рек и ручьев. От станции Небель трубопрвод идет в обход Байкала к реке Меня и между поселками Новый Уоян и Янчукан трасса под прямым углом вновь выходит на БАМ и далее идет вдоль желзнодорожных путей по Северомуйскому хребту. Здесь сила землятресений дастигает 11 баллов.

Район в обход Байкала малозаселенный и слабо изученный. В случае если в результате подвижек грунта (оттаивания мерзлоты, перепадов температур, землятресений и.д.) произойдет деформация трубы, появятся трещины и образуется небольшая утечка нефти, она может быть не обнаружена очень долго, месяцами и годами. Вред от таких утечек может быть не меньше, чем от крупных аварий, которые фиксируют сразу. В п. Тыреть Иркутской области люди лишились питьевой воды в результате того, что несколько месяцев нефть сочилась из нефтепровода, пока ее не обнаружили в колодцах. До 90% трассы планируемого нового нефтепровода предполагается закладывать подземным способом, что совершенно не отвечает требованиям безопасности в данных условиях.

В Казачинско-Ленском районе, в пос. Казачинское 19 декабря 2003 г. состоялись общественные слушания проекта Ангарск-Казачинское-Сковородино-Находка. В тот же день "Независимая газета" сообщила, что днем раньше 18 декабря МПР РФ начало оценку в рамках государственной экологической экспертизы материалы проекта "Обоснование инвестиций в строительстве нефтепровода для транспортировки нефти в страны АТР в части альтернативного варианта обхода озера Байкал", предложенного ОАО "АК "Транснефть"".

Таким образом, была грубо нарушена процедура согласования, т.к. вопреки закону МПР приняло к рассмотрению некомплектные материалы. Между тем, в газетных публикациях уже появилась путанница между двумя проектами: "Ангарск-Находка" и "Тайшет-Находка". Никаких публичных обсуждений проекта "Тайшет-Находка" еще нигде не проводилось. Таким образом, заявление газеты "КоммерсантЪ" (24 марта 2004г.), что Министерство природных ресурсов одобрило строительство трубы по маршруту "Тайшет-Находка", не соответствует действительности. Во-первых, речь должна идти о другом проекте (Ангарск-Находка), во-вторых, одобрение МПР еще не получено. Одобрила лишь экспертная комиссия, и документ еще должен получить подпись министра.

О том, как разворачиваются события вокруг "северного" варианта теперь можно узнать подробнее из вышедшего только что из печати информационного вестника "Байкальской Эколо-гической Волны" "Орлинга", № 4. Выпуск полностью посвящен проведению общественных слушаний по проекту строительства нефтепровода "Ангарск-страны АТР". Вестник предлагает вниманию читателей стенограммы общественных слушаний и принятые по их окончанию протоколы, заявления в Генеральную прокуратуру РФ, жалобы и исковые заявления. Здесь же помещен отказ в предоставлении материалов проекта, полученный от АК "Транснефть", и Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

За строками стенограмм и других документов ясно проступает конфликт интересов: большого бизнеса и жителей района. Очевидно, что вся тяжесть последствий, которые могут проявиться в случае аварии на нефтепроводе, упадет на районные власти и местных жителей. Сегодня у них есть чистые реки, богатая зверем и дикоросами тайга, а завтра они могут быть вынуждены уехать... Пить воду, которая пахнет киросином, - перспектива непривлекательная, а обещания "нефтедолларов" для простых жителей представляются весьма нереальными.

В настоящее время "БЭВ" обратилась в суд и в Генеральную прокуратуру РФ с заялениями и жалобами в признании незаконными действийя ОАО "АК "Транснефть"" относительно согласований проекта строительства нефтепровода в Казачинско-Ленском районе Иркутской области.

Пресс-служба "БЭВ"

апрель 2004

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность