Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!

Хроника

Общественники испортили одобряющий протокол.

В июле прошли общественные слушания по проекту строительства нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан" в Иркутске, Улан-Удэ, Хабаровске, Благовещенске и во Владивостоке. Прошли мимо внимания и сознания большинства людей, чьи судьбы будут затронуты крупнейшим проектом.

Предлагаемая трасса нефтепровода может пройти по водосборному бассейну озера Байкал, через заказник "Имангра", пересечь горные хребты, многочисленные реки, зоны вечной мерзлоты и сейсмической активности до 10 баллов. Несмотря на такой экологический риск, всем общественным организациям от Москвы до Владивостока было отказано в предоставлении материалов проекта для общественной экологической экспертизы. Понятно, что ОАО "АК "Транснефть"" весьма заинтересована в скорейшей реализации проекта, но получить согласие всей Восточной Сибири и Дальнего Востока за месяц - это что-то, слишком лихо.

В Иркутской области слушания состоялись в 500 км от ближайшего места прохождения трассы нефтепровода - в городе Иркутске, в Бурятии и других регионах то же самое. В районных городах Тайшете, Чуне, Братске, Нижне-Илимске, Усть-Куте и Казачинске-Ленском, на экономику и экологическую обстановку которых, строительстово нефтепровода окажет непосредственное влияние, никаких публичных обсуждений не проводилось и не планируется.

В Иркутске слушания проекта напоминали скорее скучное партсобрание нежели обсуждение такого значимого во всех смыслах события для всего региона. Девяносто процентов присутствующих собрались лишь для того, чтобы молча выслушать и одобрить. Аудитория была представлена, в основном, заказчиками, проектировщиками и представителями местной научной общественности. Все замечания были сведены в приложение к заранее подготовленному протоколу. В протоколе организаторы слушаний отказались зафиксировать замечания общественности. Когда представителю "Байкальской Волны" предложили подписать протокол, она написала от руки: "Имеются разногласия", на что последовала бурная реакция: "Вы испортили протокол!". В результате был распечатан второй экземляр, который "Байкальская Волна" уже не подписывала. Подписали согласившиеся...

Но вот знали ли они с чем согласились? Первое объявление о слушаниях появилось 13 июля, сами слушания состоялись 19 числа. Было всего 6 дней для того, чтобы приехать в Байкальский Бизнес- Центр и ознакомиться с многочисленными материалами проекта. Беглый взгляд специалистов, даже за такой краткий срок позволил сформулировать следующие замечания:
- в комплекте материалов, выставленных в общественной приемной, недоставало нескольких томов и книг, а в одной книге не хватало 143 страниц;
- вариант, трассы предложенный ОАО "АК "Транснефть"", угрожает целостности и сохранности Объекта всемирного наследия "Озеро Байкал";
- прохождение трассы через крайне сложный горный ландшафт в зонах высокой сейсмической активности и вечной мерзлоты может привести к многочисленным разрывам и микротрещинам в трубопроводной системе. В таких условиях невозможно допустить пересечение крупнейшего притока оз. Байкал - р. Верхняя Ангара, так как в случае аварии могут быть нарушены места нерестилищ байкальского омуля, а нефтепродукты могут проникнуть в озеро.

Из предоставленных материалов также не ясно, кто будет оплачивать последствия аварий для населения и других природопользователей на нефтепроводе, если она произойдет. Этот вопрос не оговаривается. Практика же показывает, что эти последствия ликвидируются за счет местных бюджетов, как, например, это произошло в 1993 г. в пос. Тыреть, где местные жители до сих пор пьют привозную воду. Сомнение экспертов вызвали расчеты авторов проекта по налогам, которые поступят в местные бюджеты. Известно, что магистральные трубопроводы освобождены от налога на имущество, а это единственный налог, учтенный в проекте, и который как раз идет в местный бюджет.

В связи с этим "Байкальская Экологическая Волна" предложила ОАО "АК "Транснефть"" учесть мнение специалистов о возможности вывода трассы за пределы водосборного бассейна озера Байкал и особо сейсмичные районы, провести повторные общественные обсуждения проекта в соответствии с законом и подала документы на регистрацию проведения общественной экспертизы во всех шести районах области, по которым планируется прохождение трассы.

Пресс-служба "БЭВ"

Источники:
"Нефтяное обозрение", № 30, 26 июля-1 августа 2004 г.
(http://info.forest.ru/) по материалам "Интерфакс", "Время новостей"

Дайджест экологической информации
пресс-службы "Байкальской Экологической Волны"
выпуск № 51 (июль-август) Иркутск, 27 августа 2004 г.
Е-mail: yana@baikalwave.eu.org, olga@baikalwave.eu.org
Почтовый адрес: 664033, Иркутск, а/я 21

июль-август 2004

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность