Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!

Хроника

Опять одобрямс?

Удивительным молчанием населения, с одной стороны, и единодушием научной обществен-ности и властей был встречен очередной проект "Транснефти" в г. Иркутске.

19 июля 2004 г. в "Байкал Бизнес-центре" прошли общественные слушания по проекту строительства нефтепроводной системы "Восточная Сибирь-Тихий океан". Аудитория была представлена, в основном, заказчиками, проектировщиками и представителями иркутской на-учной общественности. Возможно, именно этот факт объясняет немногочисленность вопросов по столь серъёзному проекту.

Если позиция первых и вторых, естественно, понятна, то про третьих оставалось только гадать (сами они её не озвучили): то ли сомневались в смысле самого обсуждения проекта (мол, всё уже решено), то ли смысл их пребывания был крайне прост - "присоединиться к каравану". Так, один из постоянных участников общественных слушаний по строительству нефтепроводов проф. П.П. Наумов, отметил, что этот проект значительно улучшен по сравнению с предыдудщим, и что он обеими руками "за", но, тем не менее, имеет ряд существенных упущений. Связано это, по его мнению, с отсутствием среди проектировщиков местных специалистов. Профессор Наумов тут же предложил свои услуги на будущее. Это выступление очень напоминает слушания двухлетней давности в Ангарске, когда, указывая на лучшую проработанность проекта Транснефти по сравнению с южным вариантом ЮКОСа, П.П. Наумов опять же обращал внимание на отсутствие среди разработчиков местных специалистов, откровенно предлагая себя.

Областная администрация на слушаниях была представлена в лице председательствующего В.С. Тификова. Похоже, областные власти давно придерживаются безропотной соглашательской политики перед центром.

В целом слушания отмечались отсутствием заинтересованного населения, что, возможно, объясняется тем, что население г. Иркутска не чувствует ни угрозу, ни выгоду от этого проекта. Жителям же тех районов, непосредственно через которые проектируется трасса нефтепровода, поучаствовать в слушаниях не было никакой возможности. Сообщения в региональных СМИ о месте и времени проведении слушаний появились так поздно (13.06.2004 в "Восточно-Сибирской правде"), что практически невозможно было успеть подготовиться и прибыть в Иркутск, а проводить отдельные слушания по всем затрагиваемым районам АК "Транснефть" вообще не планировала.
Кроме того, в комплекте материалов, выставленных в общественной приёмной, недоставало нескольких томов и книг, а в одной книге не хватало целых 143-х страниц.

("Байкальская Экологическая Волна") считает, что население области заинтересовано в безопасности этого проекта и в том, чтобы он имел смысл для региона. Поэтому население должно быть информировано о намечаемой деятельности. Нарушение прав граждан на получение полноценной информации и на участие в обсуждении проекта было одним из основных замечаний "Байкальской Волны". В связи с чем данное мероприятие в Иркутске можно считать просто встречей представителей заказчика и разработчиков проекта с общественностью г. Иркутска. Общественные же слушания необходимо провести, прежде всего, в тех районах, территория которых будет затронута при реализации этого проекта. При этом полностью дол-жен быть укомплектован пакет материалов.

(Кроме того, по оценке приглашённых "Байкальской Волной" экспертов, в новом проекте одни угрозы преуменьшаются, а другие - совсем не учитываются,) поэтому последний вариант нефтепровода АК "Транснефть" представляет реальную опасность для озера Байкал. "Байкальская Волна" предлагает разработать проект альтернативной трассы, которая вывела бы трубопровод за пределы водосборного бассейна озера Байкал. Также вызывают сомнение экспертов расчёты авторов проекта по налогам, которые поступят в местные бюджеты. Известно, что магистральные трубопроводы освобождены от налога на имущество, а это единственный налог, учтённый в проекте, и который как раз идёт в местный бюджет.

Из предоставленных материалов также не ясно, кто будет оплачивать последствия аварий для населения и других природопользователей на нефтепроводе, если она произойдёт. Этот вопрос не оговаривается. Практика же показывает, что эти последствия ликвидируются за счёт местных бюджетов (как, например, это произошло в 1993 г. в пос. Тыреть, где местные жители до сих пор пьют привозную воду).

Организаторы слушаний отказались зафиксировать "разногласия" с общественностью в "протоколе" (). Сам протокол был заготовлен заранее, а всё, что звучало на слушаниях: (вопросы, замечания и предложения, ответы заказчика и проектировщиков - всё это и должно было быть протоколом), но стало лишь приложением к заготовленному протоколу с одобрением проекта.

Поэтому "Байкальская Волна" не подписала протокол слушаний.

июль 2004

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность