Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!

Подробности и комментарии

Трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан": министерства сомневаются.

Одна из главных проблем проекта нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" - где взять деньги. Ранее сообщалось о том, что на эти цели, возможно, будут использованы средства стабилизационного фонда. Но глава министерства финансов г-н Кудрин заявил, что сделает все, чтобы не допустить нецелевого использования средства стабилизационного фонда, по крайней мере в особо крупных размерах.

Фонд наполняется за счет экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых. Пока в фонде не окажется 500 млрд. рублей, его средства нельзя тратить ни на какие другие цели, кроме покрытия дефицита российского бюджета в случае резкого падения цен на нефть.

При нынешнем очень высоком уровне мировых цен на нефть, и соответственно, российских экспортных пошлин, 500 млрд. рублей в стабилизационном фонде накопится уже к концу 2004 года. К 1 января 2006 году, по прогнозу Минфина, в нем будет уже почти 720 млрд. рублей. В связи с этим в августе 2004 года правительство поручило Минфину подготовить до 1 ноября 2004 года концепцию использования этих "излишков". Российские министерства разразились лавиной предложений, суть которых в основном сводилась к закапыванию средств стабилизационного фонда в различные инфраструктурные проекты.

У министерства финансов это не вызвало энтузиазма, и в его недрах родилась принципиально другая концепция. Российские финансисты предлагают привязать размеры стабилизационного фонда к объемам российского валового внутреннего продукта. Фиксированная сумма в 500 млрд. рублей составила в 2004 году 3,1% ВВП. По мере роста этого показателя доля стабилизационного фонда в 2005 году составит только 2,7% ВВП, а в 2010 году - вообще снизится до 1,5%.

При поддержании стабилизационного фонда на уровне 4,5% от ВВП, его размеры в 2005 году должны быть доведены до 842 млрд. рублей, в 2006 - до 962 млрд. рублей. Такой подход позволит устойчиво финансировать расходы государственного бюджета в течение трех лет, даже если мировые цены на нефть вдруг упадут до 15 долларов за баррель. Кроме того, средства фонда, если их все-таки не разворуют и не разбазарят, оставят будущим поколениям российских граждан хоть что-нибудь от нынешних нефтяных поступлений. "Излишки" стабилизационного фонда министр Кудрин предлагает тратить только на пополнение дефицита Пенсионного фонда и выплату внешнего долга. На эти цели в 2005 году пенсионерам предполагается выделить 75 млрд. рублей. 167 млрд. пойдет на выплату задолженности. Тем не менее, желающих осваивать эти средства для "развития" российской экономики более чем достаточно, и нет уверенности, что министерству финансов удастся от них отбиться.

"Транснефть" с ее бездонным в финансовом плане набором новых трубопроводостроительных затей является одним из самых прожорливых соискателей. Однако тех 2 млрд. долларов в год, которые вдруг могут оказаться свободными в стабилизационном фонде, для финансирования строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" будет явно недостаточно. А ведь есть большое число других, хотя и не столь расточительных, но не менее мощных и активных соискателей с предложениями как потратить эти деньги. "Транснефть" несколько умерила свои аппетиты и снизила заявку с 16 млрд. долларов до 11 млрд. долларов. Достигнуто это было за счет нового поворота интриги. Трубу мощностью 80 млн. т нефти в год теперь предлагается строить не до самого берега Тихого океана, а до станции Сковородино, откуда в Китай пойдет ответвление мощностью 30 млн. т в год. Это снизит затраты на строительство оставшегося участка "Сковородино - Тихий океан", по которому надо будет перекачивать уже только 50 млн. т нефти в год. Кроме того, благодаря поэтапной реализации, трубопроводная система будет быстрее вводиться в строй, что позволит улучшить ее финансовые показатели.

Вариант ответвления трубопровода на Китай "Транснефть" хочет использовать для получения если не прямой финансовой поддержки, то хотя бы налоговых льгот. Однако этой идее предстоит столкнуться с опытом поддержки другого провального в экономическом плане трубопроводного мегапроекта. Это "Голубой поток", по которому компания "Газпром" поставляет газ в Турцию. Льготы, общая сумма которых в итоге достигла 1 млрд. долларов, были включены в российско-турецкое межправительственное соглашение. Экономия для газовой монополии на эту сумму обернулась эквивалентными потерями государственного бюджета. В итоге труба построена, прибылей нет, и, похоже, еще долго не предвидится, а миллиард долларов проехал мимо казенного бюджета.

Для получения налоговых льгот проект компании "Транснефть" также должен получить статус межгосударственного. У Китая уже имеется богатый печальный опыт в этой области (проект "Ангарск - Дацин"), и, скорее всего, он будет настаивать на гораздо более жесткой ответственности российской стороны за срыв соглашения. Срывать его будет "Транснефть", но китайцы сделают все, чтобы на этот раз ответственность несло уже российское государство.

Самой же "Транснефти" при ее чистой прибыли на уровне 1,2 млрд. в год привлечь 11 млрд. долларов (около 2,4-2,9 млрд. долларов в год), необходимых для реализации даже новой, изрядно "похудевшей", версии трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" будет очень сложно. Финансирование программы диагностики, технического перевооружения реконструкции и капитального ремонта магистральных нефтепроводов компании "Транснефть" в 2005 году составит 46 млрд. рублей.

Тем временем проект проходит очередную экологическую экспертизу, теперь уже в недрах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 15 октября 2004 года и.о. главы Ростехнадздора Андрей Малышев подписал приказ об образовании экспертной комиссии, в состав которой вошли 25 экспертов. Они будут трудиться ударными темпами и уже к 15 ноября представят индивидуальные заключения. Окончательное заключение экологической экспертизы этого сложнейшего проекта должно быть готово в течение трех месяцев (т.е. к 15 января 2006 года).

Тем не менее, не дожидаясь завершения процесса, до 15 декабря 2005 года согласно сообщению Аркадия Дворковича, главы Экспертного управления президента России, правительство должно принять решение о целесообразности строительства восточного трубопровода.

Ярким показателем качества подготовки проекта служит то, что, несмотря на критические замечания представителей научных и природоохранных организаций, компания "Транснефть" по-прежнему предлагает проложить трассу трубопровода в районе Хабаровска, по наиболее короткому варианту. Он должен пройти выше городского водозабора, над месторождением подземных вод, которое предлагается использовать в качестве резервного в случае выхода из строя городского водозабора, в окрестностях Большехехцирского заповедника.

Неожиданным фактором ликвидации этой откровенной в экологическом плане авантюры может стать политическая инициатива президента Путина. Во время визита в Китай 14 октября 2004 года он подписал соглашение, согласно которому некоторые острова на Амуре должны стать частью китайской территории. Через эти острова планировалось протянуть трубопровод. Представитель "Транснефти" на эту ситуацию прореагировал весьма невразумительным заявлением, что компания пока не получала официальных указаний о необходимости изменения трассы трубопровода в связи с развитием отношений дружбы и добрососедства с Китаем. Похоже, "Транснефть" собирается дожидаться, когда об этом ей сообщат китайские пограничники.

Однако главной проблемой для реализации этой "авантюры века" может стать банальное отсутствие подтвержденных, доступных и освоенных запасов нефти, которые понадобятся для заполнения трубопроводного монстра мощностью 80 млн. т в год. Такая огромная мощность необходима для достижения окупаемости проекта. Более-менее подтвержденные запасы нефти в зоне прохождения трубопровода оценены в 520 млн. т. Весьма теоретические запасы категории С2 составляют 600 млн. т, и уж совсем фантазийная категория С3 оценена в 1 млрд. т. Согласно данным Центра стратегических исследований, к 2010 году добыча нефти в Восточной Сибири не даст и половины проектной мощности трубопровода.

Нефть же Западной Сибири можно поставлять на экспорт гораздо более простыми и дешевыми способами, чем прокачка в Китай, который в таком варианте станет одним из монопольных покупателей, что даст ему возможность существенно сбивать цены. Остается только надеяться, что чиновники Минэкономразвития РФ все-таки увидят эти обстоятельства, изложенные в подготовленном по их заказу докладе Центра стратегических разработок. Степень адекватности российского правительства нам предстоит узнать до 15 декабря, если оно все-таки соберется рассмотреть этот вопрос на своем заседании. Ранее, 28 октября 2004 года, он был неожиданно исключен из повестки дня.

Нефтяное обозрение", N 44, 1 - 7 ноября 2004 г.
Постоянный адрес: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0444.htm

Источник:
"Известия" 2.11.2004,
"Коммерсантъ" 3.11.2004, 4.11.2004,
"Время новостей" 3.11.2004, 5.11.2004,
www.oilcapital.ru 9.11.2004.

ноябрь 2004

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность