Гражданка
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

N 4 (13)   июнь 2002   Специальный выпуск        
пресс-службы
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза,
Центра развития демократии и прав человека В этом выпуске:
Обращение коалиции общественных организаций "За демократическую АГС!" к депутатам Государственной Думы накануне второго чтения законопроекта "Об альтернативной гражданской службе"
В чем суть поправок, реомендованных комитетом по законадательству
Мнения религиозных деятелей
Сколько процентов юношей призывается на военную службу?
Отмена отсрочек от военной службы - нарушение трех статей конституции РФ
Альтернативную службу - охране природы
АГС в зеркале социологии
Другие выпуски:
2002
Специальный выпуск по АГС, Анонс акции, 10, 11, 12 13
2001
01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, специальный выпуск, 09

Подпишитесь на "Гражданку"

Дополнительная информация
ЦКИ МСоЭС
Тел/факс: (095)124-7934
117312 Москва
ул. Вавилова 41, оф.3
ЦКИ МСоЭС
Эл. почта:
seupress@mtu-net.ru

Центр развития демократии и прав человека
Тел/факс: (095)203-91-96,
Эл. почта:
anna@demokratia.ru
URL:
http://www.demokratia.ru
http://www.tolerance.ngo.ru
Выпуск бюллетеня "Гражданка" подготовлен сотрудниками Центра Координации и Информации МСоЭС и Центра развития демократии и прав человека: Виктория Колесникова, Ольга Берлова, Анна Кочинева, Валерий Тихонов, Анна Севортьян.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА Cмотри также:

Акция в поддержку Пасько

Экосводка

Вести СоЭС

Экосводка-Обозрение

Экосводка-Лес


  Уважаемые коллеги!

  Мы готовили этот выпуск специально для слушаний в Госдуме РФ по альтернативной службе. Они состоялись раньше, чем планировалось, но мы успели предоставить депутатам бумажный вариант "Гражданки". Результаты слушаний, вам, наверно, уже известны - срок альтернативной службы неоправдано большой, военкоматы сохраняют за собой право определять, кто достоин, а кто не достоин служить алтернативно и так далее.
  Но мы, все-таки решили распространить этот выпуск. Надеемся, что эти материалы смогут вам пригодиться.

Обращение коалиции общественных организаций "За демократическую АГС!" к депутатам Государственной Думы накануне второго чтения законопроекта "Об альтернативной гражданской службе"
  13 июня 2002 г.

Уважаемые депутаты!

  В июне вам предстоит решать судьбу Закона "Об альтернативной гражданской службе". Во втором чтении в Государственной Думе в результате вашего решения определится, чем закончится трудная десятилетняя борьба за демократический закон об АГС, за реализацию права служить Родине, решая ее социальные проблемы. От Вашего решения будут зависеть судьбы десятков тысяч российских юношей и в значительной мере - пути дальнейшего развития страны.
  Ваше решение позволит защитить конституционные права граждан и будет способствовать решению многих социальных проблем.
  России нужен работающий закон об АГС, не отпугивающий молодых людей, не загоняющий их в подполье и не наказывающий их за убеждения и веру. Закон, который поможет больницам, отрядам МЧС, спасателям, МВД, метеослужбе, поможет тысячам людей. Закон, который будет работать на интересы личности и общества, а не на интересы ведомства. Лучше не принимать никакого закона, чем репрессивный или декларативный.

  Закон будет реально действовать, если вы проголосуете:
  ЗА гражданский характер службы;
  ЗА свободный выбор ведомства и места прохождения АГС;
  ЗА срок АГС, максимально приближенный к сроку военной службы.

  Поправки, одобренные 4 июня Комитетом по законодательству, имеют компромиссный характер. Однако мы опасаемся, что будут предприняты попытки ухудшить законопроект, сделав его несправедливым и карательным.

  Вы можете не допустить, чтобы:
  Юноши вместо службы Отечеству попадали в тюрьму;
  Из-за противоречий закона российскому законодательству и международным документам возник вал судебных процессов;
  Взятки в военкоматах достигли запредельных размеров.

  Для этого голосуйте:
  ПРОТИВ срока службы, большего, чем 3 года;
  ПРОТИВ направления граждан в военные организации без их согласия;
  ПРОТИВ проведения призывных комиссий до достижения гражданином 18-летнего возраста.

  Если на отдельное голосование будут вынесены поправки А.Николаева об отмене отсрочек и направлении на АГС больных, голосуйте ПРОТИВ них!
  Принятие демократического Закона об АГС войдет в историю России. Не перепоручайте никому вписать ваше имя в историю!

В чем суть поправок, реомендованных комитетом по законадательству
  Проект закона "Об альтернативной гражданской службе", представленный Правительству на заседании 29 января, как известно, подвергся жесткой критике и был направлен на доработку. Появившиеся в прессе сообщения о том, что проект существенно изменился к лучшему, сильно преувеличены. Да, действительно, Правительство отказалось от исключительно экстерриториального принципа прохождения альтернативной службы, в проекте обозначено, что "труд граждан, проходящих АГС, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом"; "альтернативщики" получили право на продолжение образования по вечерней или заочной форме обучения.
  Однако в проекте, внесенном Правительством в Думу и принятом в 1-м чтении 17 апреля осталось достаточно положений, вследствие которых АГС может оказаться не востребованной из-за нежелания подавляющего большинства потенциальных претендентов ею воспользоваться.
  Ряд депутатов в сотрудничестве с экспертами Коалиции общественных объединений "За демократическую альтернативную гражданскую службу (АГС)" разработали пакет поправок, которые могут спасти закон от участи пустой бумажки, принятой для того, чтобы "отчитаться" перед Европой. Значительная часть этих поправок рекомендована к принятию Комитетом по законодательству.
  Внимание общественности в первую очередь привлечено к вопросу о сроке АГС. В проекте, принятом в первом чтении, установлен двукратный по сравнению с военной службой срок для АГС в гражданской сфере и полуторакратный - для тех, кто будет проходить ее "в качестве гражданского персонала на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований" (статья 5). Рекомендованная поправка устанавливает срок службы в 1,5 раза больше военной, а если служба проходит за пределами места жительства или в войсках по месту жительства - в 1,25 раз, в войсках за пределами места жительства - равный сроку службы по призыву. В этом вопросе Комитет избрал не самый радикальный вариант - были предложения и меньших сроков АГС.
  Не менее важным, чем срок АГС, является вопрос о прохождении службы на гражданских должностях в войсках (ст. 4 п. 1 абзац 4). Именно этот пункт может сделать закон практически бессмысленным. В самом деле, молодой человек может оказаться "на предприятиях и в организациях" непонятного характера все в тех же войсках, но на срок, более длительный, чем срок службы по призыву, и в роли изгоя, презираемого и ненавидимого окружающими. Для некоторых граждан (их не так много, но они есть) неприемлема любая служба в войсках. Этот пункт лишает их конституционного права поступать в соответствии со своими убеждениями. Он также противоречит международным документам, в частности Рекомендации Комитета по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ, (документ N8809 от 13 июля 2000 г.) для государств - членов Совета Европы: "государства - члены... должны позволить лицам, отказывающимся от военной службы по соображениям совести, исполнять подлинную альтернативную гражданскую службу, ... которая никак не связана с армией". Кроме всего прочего, этот пункт в высшей степени коррупционен. Комитет по законодательству и здесь избрал компромиссный вариант. Он не пошел на полное исключение АГС в военной сфере, а лишь дополнил соответствующий абзац словами "допускается только с согласия гражданина".
  Уступкой Правительства общественному мнению считается то, что вместо обязанности соискателей альтернативной гражданской службы представлять доказательства названа их обязанность "обосновать, что их убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы". Однако процедура направления на АГС (глава 2) в редакции 1-го чтения фактически по-прежнему соответствует доказательному принципу. Комитетом рекомендованы лишь поправки, исключающие наиболее нелепые положения этой процедуры.
  Незамеченным прессой и общественностью оказался тот факт, что не только "обоснование" своих убеждений, но и другие положения проекта, принятого в 1-м чтении, касающиеся процедуры направления на АГС, весьма нелепы и дискриминационны. Сначала гражданин проходит призывную комиссию, которая дает заключение о возможности замены военной службы альтернативной. Лишь после этого он проходит медицинское освидетельствование, то есть, может быть признан негодным к военной службе, а, следовательно, не подлежащим и направлению на альтернативную. Затем - вторая призывная комиссия принимает решение о направлении его на АГС. Но направляет граждан на альтернативную службу не комиссия, а военный комиссар.
  Эта процедура не соответствует не только здравому смыслу, но и действующему законодательству. В Законе "О воинской обязанности и военной службе" уже сейчас есть положение (статья 28 п.1), позволяющее призывной комиссии направлять граждан на АГС. Причем это решение ничем не выделяется из общего ряда других решений (призыв на военную службу, предоставление отсрочки или освобождения от нее и т.п.), и принимается после прохождения медицинской комиссии. Внимательное прочтение проекта закона об АГС приводит к выводу, что он допускает прохождение первой комиссии до достижения 18-летнего возраста, что противоречит не только Закону "О воинской обязанности и военной службе", но и Семейному Кодексу. Поправками, рекомендованными ответственным комитетом, проведена довольно существенная переработка нескольких статей законопроекта. Приведение законопроекта в соответствие с действующим законодательством - веский довод в пользу их принятия. При этом роль военного комиссара (как заместителя председателя призывной комиссии) сохраняется в том же объеме, в котором она предусмотрена в процедуре призыва на военную службу - до момента принятия решения о направлении на АГС. После этого естественно передать гражданина под управление гражданских структур.
  Редакция 1-го чтения содержит еще целый ряд положений, единственный смысл которых - сделать жизнь "альтернативщика" невыносимой. Так, статьей 21 ему запрещается даже в нерабочее время покидать населенный пункт, где он проходит службу, без согласования с работодателем. Ему нельзя "заниматься другой оплачиваемой деятельностью", что, при существующих размерах оплаты труда на "непрестижных" должностях и постоянной практике задержки зарплаты, поставит юношу перед выбором между законопослушанием и голодной смертью. Последнее положение частично исправлено поправкой, предложенной Правительством.
  Рекомендованные комитетом поправки отражают отнюдь не самую радикальную позицию. Однако при всех многочисленных обсуждениях представители Министерства обороны выступали против любых компромиссов. Эта позиция может поставить под угрозу принятие ряда рекомендованных поправок.
  Сторонники "жесткого" варианта закона об АГС аргументируют свою позицию тем, что якобы если закон будет слишком либерален, чуть ли не все юноши откажутся идти в армию. Между тем опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения в апреле этого года показал, что несмотря на ужасное положение солдат в сегодняшней армии, 26 процентов призывников согласны идти в армию "с готовностью, охотой" 41процент "без особой охоты" (но все-таки согласны!) и лишь 21 процент "с крайним нежеланием" и 10 процентов "со страхом, отвращением, ожиданием самого плохого". (Это данные о самых молодых, не имеющих отсрочек и освобождений, то есть, о тех, кому реально предстоит призыв).
  Далее, 38 процентов юношей признали приемлемым вариант альтернативной службы во "вспомогательных и технических войсках".
  Казалось бы, зачем тогда тащить ребят в армию силком? Те, кто пойдут в армию "с готовностью, охотой" будут лучше служить. Те, кто добровольно выберут АГС на гражданских должностях, будут лучше работать. Разве сами военные не заинтересованы в этом? Нет сомнения, что, наведя в войсках хотя бы минимальный порядок, можно обеспечить достаточное число желающих служить и по призыву и на АГС в войсках. Естественной реакцией военного командования на введение АГС могли бы стать меры по защите жизни, здоровья и достоинства солдат. Об их необходимости все чаще говорят и сторонники обязательной службы по призыву.
  Отметим и то, что столь упорное нежелание "ослабить давление" на призывников трудно объяснимо в свете уже идущего сокращения армии, не говоря уж о заявленном курсе на проведение реформы с переходом на добровольно-контрактное комплектование войск.
  Хотелось бы надеяться, что депутаты не будут глухи к мнению своих избирателей - ведь по данным тех же опросов, большинство российских граждан поддерживают введение АГС, (а еще больше тех, кто считает необходимым переход к профессиональной армии).
Мнения религиозных деятелей
  АЛЕКСАНДР БОРИСОВ, протоиерей, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине
  К альтернативной гражданской службе я отношусь в высшей мере положительно, считаю, что в наше время большая армия не нужна. Я не специалист, не берусь определять численность. Но по сравнению с армией Советского Союза, России достаточно половины или даже трети. Есть много людей, которые идут в армию с радостью, желают быть военными. Думаю, что молодых людей больше всего останавливает дедовщина. Вот это явление надо всячески искоренять. Наличие альтернативной службы будет поддерживать тенденцию сокращения армии. Одновременно армия будет и более боеспособной, более дисциплинированной, и, конечно, с лучшим содержанием солдат. Необходимо, чтобы армия перестала быть пугалом, каким она представляется многим сейчас.
  Мы знаем, кроме того, что в государстве множество социальных забот. И первое, что приходит на ум - неврологические отделения, где не хватает медсестер, где парализованных стариков надо поднимать, переворачивать. Женщине это не под силу. В домах престарелых - там работа не для женщин, а для мужчин. Есть и масса других мест, где молодых ребят вполне можно было бы задействовать. Разумеется, по месту жительства. Чтобы человек работал, не отрываясь от семьи или обучения, скажем, заочного или вечернего. Думаю, что это было бы позитивно. От многообразия сторон жизни наше общество только выиграет. Я не призываю к тому, чтобы был полный разброд, но, во всяком случае, нужно несколько вариантов прохождения службы для молодых людей. Особенно это касается случаев, когда, например, у молодого человека семья, или есть престарелые родители, или он единственный сын у матери.

  АСАДУЛЛИН ФАРИД АБДУЛЛОВИЧ, заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России
  Думаю, что у молодого человека в любом случае должен быть выбор - служить в армии или выполнять свой конституционный долг дома. Россия не должна игнорировать международный опыт. Насколько мне известно, в мусульманских, арабских странах, например, в Иране, существует право молодого человека выбирать, идти ли ему в действующие части или поискать другую форму службы. Разговор об АГС ведется давно. Если у молодого человека есть причины, по которым он не может принять присягу, общество и государство должны предложить ему альтернативный вариант. Одним из главных принципов у мусульман является любовь к Родине, служение ей. Вот из этого и нужно исходить. Мне трудно судить о том, каким должен быть срок альтернативной службы, но не может быть единого циркуляра, по которому чиновники из Министерства обороны будут решать этот вопрос.

  КОГАН ЗИНОВИЙ ЛЬВОВИЧ, раввин, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)
  Альтернативная гражданская служба - очень важная составляющая реформы армии и демократизации общества в целом. Я считаю, что человек должен служить по месту жительства, чтобы он мог ночевать дома. Он должен вести образ жизни обычного рабочего человека, просто с особой работой. Юноша даже может трудиться в части, если он хороший плотник, или фрезеровщик, или программист. Для таких ребят можно проводить в воинских частях по месту жительства какие-то занятия. Если человек не хочет брать в руки оружие, он ведь может медицинскую помощь оказывать! А доказывать свои убеждения - кому? Такие вещи не доказывают. Срок службы, по-моему, должен быть таким же, как в армии. Закон один для всех, перед ним все равны. Если мы принимаем закон об АГС, предполагается, что это такое же благое дело, как и служба в армии. Если же необходимо увеличивать срок по сравнению с военной службой, то не более, чем на год.

  КУЗЬМИН СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, пастор Восточной общины Церкви христиан адвентистов Седьмого дня г. Москвы
  Мы выступаем - и наша церковь, и я лично - за то, чтобы альтернативная служба была обязательно. Потому что в противном случае не реализуется статья Конституции "О свободе совести и вероисповедания граждан". Человек не должен доказывать свои убеждения светским органам, он должен о них просто заявить. Мы сторонники подхода, который применяется во многих демократических странах, например, в Германии. Разумно будет срок сделать таким же, как на военной службе, или на полгода больше. Максимум два с половиной года, с учетом наших российских особенностей. Иначе это нарушение прав.

Сколько процентов юношей призывается на военную службу?
  При обсуждении в 1-м чтении закона об альтернативной гражданской службе из уст депутатов прозвучали противоречивые сведения. Генерал Н.М. Безбородов озвучил уже ставшую привычной цифру: "Нам надо учитывать, что системой отсрочек и освобождения от военной службы мы практически разрушили призывной контингент, ... поскольку 89 процентов граждан призывного возраста не призываются на военную службу".
  Но генерал А.И. Николаев привел другие цифры. "В стране ежегодно достигают возраста 18 лет, призывного возраста или возраста прохождения альтернативной службы, около 1 млн 100 тыс. человек... 300 тыс. человек призывают в Вооруженные Силы и другие войска". Чуть позже он упомянул "420 тыс., которые приходят на призывные пункты военкоматов", а еще через несколько минут заговорил о "той трети людей, которая сегодня приходит в военкоматы".
  При этом оба депутата отстаивали одну и ту же идею - необходимость отмены отсрочек в связи с принятием закона об альтернативной гражданской службе. Однако А.И. Николаев вел честный спор, и цифрами не манипулировал. А генерал Безбородов, то ли сознательно, то ли сам введенный в заблуждение, прибегал к "лукавой" цифре, постоянно озвучиваемой представителями Генштаба. В самом деле, решив задачку для третьего класса, можно убедиться, что, если 400 тыс. юношей, призываемых ежегодно, составляют 11 процентов, то 100 процентов - это более 3,6 млн человек. Но, как в полном соответствии с демографическими данными констатировал генерал Николаев, число 18-летних мужчин в последние годы составляет 1 млн 100 тыс. - 1млн 200 тыс. человек. Что же это за цифра, от которой Генштаб считает проценты?
  Не слишком сложный анализ официальных публикаций позволяет убедиться, что число граждан в возрасте от 18 до 27 лет (около 10 млн), за вычетом служащих или отслуживших в армии (примерно каждый третий), а также тех, кто в мирное время освобожден от призыва по состоянию здоровья (таких тоже около трети), как раз и составляет 3 с лишним млн человек. В это число входят те, кто имеет отсрочки, то есть подлежит призыву, когда отсрочка кончится. Таким образом, цифра 11-12 процентов получится, если в числитель поставить число призванных за один год, а в знаменатель - число подлежащих призыву - из всех призывных возрастов. В частных беседах этого не отрицают и сами представители Генштаба.
  Цифру 11-12 процентов генералы Генштаба упорно повторяют на всевозможных брифингах и пресс-конференциях. Они пытаются сделать закон об альтернативной гражданской службе таким, чтобы на нее никто не пошел, но правдивых аргументов в пользу своей позиции они, как видно, не находят.

  Людмила Вахнина

Отмена отсрочек от военной службы - нарушение трех статей конституции РФ
  17 апреля на пленарном заседании Государственной Думы при обсуждении в 1-м чтении законопроекта об альтернативной гражданской службе были внесены предложения об отмене в связи с принятием этого закона отсрочек от призыва на военную службу.
  Отсрочками от военной службы (в основном - в связи с получением образования и по семейным обстоятельствам) в настоящее время пользуются около трети юношей. Введение этих отсрочек в российское (а части из них и в советское) законодательство означало признание того факта, что поддержание интеллектуального потенциала страны, помощь семьям, полноценное воспитание детей - входят в число основных приоритетов государства.
  Согласно ст. 55 ч. 3 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". А.И. Николаев, внесший предложение об отмене отсрочек, косвенно признал, что для поддержания обороноспособности в таких мерах нет необходимости. "Сегодняшняя потребность Вооруженных Сил и других войск в призывном контингенте составляет порядка 300-350 тыс. человек. Нам не нужен миллион человек сегодня в армии". (Отметим, что к 2004 году, в связи с проводимым сокращением Вооруженных сил, эта потребность сократится). Так для каких же из перечисленных в Конституции целей предлагается ограничивать права молодых людей?
  А. Николаев и другие сторонники расширения круга граждан, обязанных проходить альтернативную гражданскую службу, аргументируют свою позицию необходимостью соблюдать социальную справедливость. (Такой цели в части 3 ст. 55 Конституции нет). Зато частью 2 этой же статьи устанавливается, что "в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Смысл этой нормы заключается, в частности, в том, что социальная справедливость должна устанавливаться путем улучшения положения тех граждан, по отношению к которым она нарушена, а не ухудшением положения всех остальных.
  Необходимы изменения законодательства, расширяющие права военнослужащих срочной службы, например, предоставление им права на заочное обучение. Но главное - и в рамках действующего законодательства необходимы срочные меры по защите жизни, здоровья и достоинства солдат. Об этом все чаще говорят и сторонники обязательной службы по призыву. Так, депутат Т.В. Плетнева считает необходимым "наводить порядок в армии, чтобы детям там не грозила дедовщина, чтобы детей наших сразу же не брали в горячие точки, чтобы оттуда не убегали". Вызывает удивление упорство, с которым военное руководство не желает не только предпринимать каких-либо реальных мер в этом направлении, но хотя бы внятно признать их необходимость.
  Обсуждается не только отмена отсрочек, но и введение обязанности граждан, освобожденных от военной службы, проходить альтернативную гражданскую службу. Все это не только изменяет концепцию законопроекта и сам смысл закона, но и противоречит международным правовым актам и конституционной норме, определяющим, что граждане, согласно ст. 59 ч. 3 Конституции РФ имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Иная трактовка означала бы введение, в нарушение ст. 37 Конституции РФ и международного права, принудительного труда (создание "трудовой армии").
  Особое недоумение в этой связи вызвало предложение представителя Президента в Государственной Думе А.А. Котенкова "рассмотреть вопрос о привлечении к альтернативной гражданской службе лиц, признанных ограниченно годными или негодными к военной службе в мирное время". Этот вопрос настолько серьезен, что заслуживает отдельного рассмотрения.

  Больные отправятся в стройбат?
  Законодательные инициативы по отмене тех или иных отсрочек от призыва на военную службу неоднократно поступали от депутатов - членов думского Комитета по обороне. Однако еще ни разу никто не ставил вопрос об изменении норм законодательства, касающихся критериев освобождения от военной службы по состоянию здоровья. Вернее - критерии эти совсем недавно изменялись в сторону более строгого отбора призывников, особенно в связи с психическими заболеваниями. Видимо, невозможно стало не реагировать на частые расстрелы солдатами своих сослуживцев.
  Однако 16 мая от депутатов из Комитета по обороне поступили поправки к проекту Закона "Об альтернативной гражданской службе". Самый большой блок поправок подан депутатами А.И. Николаевым, Н.М. Безбородовым, В.Ф. Дорогиным. На АГС предлагается направлять значительную часть граждан, ныне имеющих отсрочки по семейным обстоятельствам и граждан ПРИЗНАННЫХ НЕ ГОДНЫМИ, ОГРАНИЧЕННО ГОДНЫМИ ИЛИ ВРЕМЕННО НЕ ГОДНЫМИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ, НО ГОДНЫМИ К АГС ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ.
  В пакете с этими поправками предложены поправки к Закону "О воинской обязанности и военной службе", для чего потребовалось даже изменить название законопроекта об АГС. Из числа освобождаемых от призыва исключаются не годные и ограниченно годные по состоянию здоровья. Не годным, ограниченно годным и временно не годным как к военной, так и к альтернативной службе предоставляется отсрочка на один год. (Это значит, что безногий каждый год должен будет доказывать, что у него не выросла нога. А может быть, он отправится на АГС - критерии годности к ней остаются неясными).
  Эти граждане могут быть направлены в качестве гражданского персонала на предприятия и в организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Поправки, предложенные рядом депутатов, - об исключении этой нормы или о необходимости согласия гражданина на такую службу - встречают резкое сопротивление со стороны Министерства обороны. Но и этого мало: генералами предложена еще одна поправка, согласно которой на предприятия и организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов федерации, граждане могут направляться только после укомплектования должностей в федеральных ведомствах и В ВОЙСКАХ ! (В пояснении говорится, что для гражданских должностей в войсках устанавливается приоритет). "Предприятия и организации" Вооруженных Сил и других войск - это, с большой вероятностью, стройбат. Никаких оснований думать, что это не будет распространяться хотя бы на глубоких инвалидов, при самом внимательном прочтении поправок не обнаружено.
  Скорее всего, авторы поправок будут убеждать депутатов, что соответствующие ограничения будут введены подзаконными нормативными актами. В разработке последних, без сомнения, будут участвовать представители Министерства обороны. Можно ли поверить, что в этой работе они будут руководствоваться иными принципами, чем сегодня, при обсуждении законопроекта?
  Оснований для оптимизма не дают и масштабы нарушений прав призывников, касающихся их здоровья. В последние годы граждане все чаще прибегают к защите своих прав в судах. Дела о незаконном призыве в связи с состоянием здоровья, как правило, решаются в пользу призывников. Однако уровень правовой грамотности населения все еще низок. Нет и устоявшихся традиций обращения в суд для защиты своих прав. Поэтому незаконный призыв граждан в связи с неправильным определением категории годности по-прежнему является постоянной практикой призывных комиссий.
  Часто юношей после прибытия в части и повторного медицинского освидетельствования досрочно увольняют с военной службы. По данным, приведенным в газете "Красная звезда" 21 ноября 2001 года, в 2000 году зарегистрировано 1150 таких случаев. Однако эти данные не отражают реальных масштабов нарушений. Только в Федеральной пограничной службе РФ в 1998 году было признано "ограниченно годными" (не подлежащими призыву) 1430 солдат и сержантов и "негодными" - 56 человек. Большинство незаконно призванных остаются на военной службе в ущерб своему здоровью. (По данным Союза комитетов солдатских матерей России, до 30 процентов солдат срочной службы должны быть "комиссованы").
  Действенных механизмов ответственности за незаконный призыв нет. Однако в 1998 году был создан важный прецедент. Военная прокуратура Федеральной пограничной службы (ФПС) России впервые применила практику подачи в арбитражные суды исков по неправомерному призыву нездоровых или ранее судимых граждан. На 18 ноября 1998 года было подано 47 исков на общую сумму 253 тыс. рублей, два иска были удовлетворены. За прошедшие годы число таких прецедентов возросло.
  Инициатива ФПС свидетельствовала о том, что военные, которым солдаты действительно нужны для выполнения реальных задач, сами в первую очередь заинтересованы в прекращении практики призыва больных. Материальный ущерб воинских частей от такого призыва колеблется в пределах 2-3 тыс. рублей, расходы военных госпиталей - в среднем около 3 тыс. на каждого призывника. Однако в войсках Министерства обороны эта инициатива развития не получила. Постоянно ссылаясь на интересы обороноспособности, сторонники увеличения численности призыва и дешевой рабочей силы на гражданских должностях дают основания думать, что они руководствуются отнюдь не интересами военной службы, а некими другими соображениями.
  В соответствии с принятой в 1-м чтении редакцией, "к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти". (Ст. 14 п. 1). Следовательно, именно он решает, кого и куда "согласно плану" направить.
  Даже если будут внесены поправки, выводящие направление к месту службы из единоличного ведения военного комиссара, выстраиваемая система будет в высшей степени коррупционной. Определение категории годности к военной службе, определение годности к АГС, определение характера и места службы (по месту жительства или нет; с учетом здоровья, семейного положения и других факторов или без учета) - каким бы инстанциям не было предоставлено решение этих вопросов, можно прогнозировать небывалый всплеск взяточничества, и ныне процветающего в связи с призывом на военную службу.
  Внесенные поправки столь абсурдны, что трудно поверить в возможность их принятия. Комитет по законодательству их не поддержал. Однако есть вероятность вынесения их на отдельное голосование. Хотелось бы надеяться, что депутаты внимательно прочитают тексты этих поправок и убедятся, что приведенные выше оценки объективны.
  Терпение россиян велико, но не безгранично. Если молодые люди и их родители столкнутся с тем, что неслужащие сегодня по состоянию здоровья (а они составляют более трети всех юношей) ребята будут отправляться на 3 года в стройбат, могут начаться массовые акции протеста. И вряд ли депутаты, проголосовавшие за такие поправки, смогут рассчитывать на успех на предстоящих выборах.

  Людмила Вахнина,
  Общество "Мемориал"

***********************************************************

  В соответствии с законом "О воинской обязанности и военной службе", по результатам медицинского освидетельствования выносится заключение о годности граждан к военной службе по следующим категориям:
  А - годен к военной службе - призывается на военную службу;
  Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями - призывается на военную службу;
  В - ограниченно годен к военной службе - в мирное время освобождается от призыва на военную службу;
  Г - временно не годен к военной службе - получает отсрочку на срок до одного года;
  Д - не годен к военной службе - освобождается не только от призыва на военную службу, но и от ИСПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ.
  Категория годности определяется согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390, с изменениями, внесенными 22.10.98.

  По данным, опубликованным в газете "Красная звезда" 21 ноября 2001 года, к категориям Д, Г и В относятся 36 процентов юношей.

Альтернативную службу - охране природы
  Центр охраны дикой природы (ЦОДП) предлагает рассмотреть возможность внесения природоохранных организаций в список мест возможного прохождения альтернативной гражданской службы. Предложение продиктовано опытом: с 2001 года ЦОДП осуществляет проект по выявлению государственных природоохранных организаций, заинтересованных в приеме на работу ребят-"альтернативщиков".
  На запросы о степени неукомплектованности кадрами из разных ведомств в свое время поступили многочисленные сообщения о вакансиях. Требуются метеорологи, лесники, пожарные-парашютисты, социальные работники, дезинфекторы, дорожные рабочие. Таким образом, охрану природы смело можно назвать потенциальной областью "применения" АГС.
  Подобного рода служба появилась в России еще при Екатерине II - она предоставила членам религиозных сект, исповедовавшим пацифистские убеждения, право служить без оружия. Поначалу сектанты направлялись на работы в лесное хозяйство, позже служили в санитарных батальонах. То есть для России не нова ни сама идея АГС, ни природоохранный ее аспект. Во второй половине прошлого века, когда был принят первый в России закон о всеобщей воинской обязанности, царское правительство признало возможность обязательной гражданской службы взамен военной. Советская власть на заре своего существования тоже относилась к подобной службе лояльно, но в 1939 году, с выходом закона о всеобщей воинской повинности, АГС была отменена.
  Альтернативная гражданская служба - это прежде всего институт реализации права человека жить в соответствии со своими убеждениями. Во всем цивилизованном мире признаны "убеждения совести", отрицающие насилие. Естественно, что невоенная служба при этом призвана еще и выполнять некие полезные функции. Она может содействовать укреплению мира; повышать общественное благосостояние; служить государственным интересам; способствовать личностному развитию, образованию, трудоустройству молодых и т.д.
  Хорошо известно, что отсутствие выбора заставляет молодежь уклоняться от призыва вообще, то есть врать, ловчить - грубо говоря, "косить от армии". Российская армия по сути обладает монопольным правом на здоровых восемнадцатилетних юношей. Отсутствие конкуренции не стимулирует армию решать собственные проблемы, корень которых отнюдь не только в недостатке финансирования. Настоящую мужскую работу - защищать природные богатства Родины, ценность которых сопоставима с нерушимостью наших границ - может предложить молодым людям и природоохранная сфера. Вспоминаются слова Пришвина: "Охранять природу - значит охранять Родину".
  Сегодня недофинансирование заповедников и подобных структур ведет к сокращению штатов, а значит - невозможности справляться со всем объемом задач. Работа в особо охраняемых природных территориях требует самоотверженного труда, сопряженного со сложным бытом, поэтому гражданская служба здесь может рассматриваться как ответственная и тяжелая общественно полезная деятельность на благо государства.
  Помимо заповедников и национальных парков можно привлекать призывников к службе в охот- и рыбнадзоре, лесном хозяйстве и спецморинспекциях Минприроды или к благоустройству, уборке мусора, посадке деревьев и т.д. Кстати, в инспекциях служба предполагает "околовоенные" специальности и навыки. Это - правила оказания первой помощи, навыки самообороны. И, как ни печально, уровень риска для жизни и здоровья представителей такой гражданской профессии, как работник охраны заповедника, может не уступать или быть даже большим, чем у призывника-срочника.
  А механизм отбора призывников по наличию предварительного опыта работы и пригодности к службе в данной сфере (предъявляются как физические, так и моральные требования) уже частично существует и может быть использован, так как молодежь активно участвует в охране природы.
  В этому году Движению студенческих дружин по охране природы исполнилось 42 года, одним из его значимых дел всегда была помощь в охране заповедников. В проектировании особо охраняемых природных территорий и борьбе с браконьерством студенты проявили себя не хуже, а нередко и лучше специалистов. Такая деятельность может стать и необходимым этапом предварительного обучения призывников, избравших стезю гражданской службы в охране природы.
  Как уверились за год реализации проекта "АГС - охране природы" специалисты Центра охраны дикой природы, у нынешней молодежи объективно существуют "убеждения долга", суть которых вовсе не в стремлении увильнуть от армии, как думают противники закона об АГС, а в искреннем желании отдать должное государству, работая по выбранной профессии - экологии и охране природы.
  Дать людям право и возможность реализоваться в этом - значит открыть для страны источник трудовых ресурсов, вернуть обществу энергию молодых, вынужденных сейчас тратить ее на нечистоплотные игры с военкоматами.
  В мировой практике подобные преценденты известны. Так, в США первой и самой крупной программой АГС был Гражданский Корпус охраны природных ресурсов в 1933-1942 гг. (Civilian Conservation Corps). В его задачи входило обеспечение рабочих мест для незанятой молодежи и охрана природных ресурсов Америки. Участие было добровольным. На фоне высокой тогда безработицы через три месяца 250 тыс. молодых людей трудились в национальных парках и лесохозяйствах. За 9 лет программа охватила 3 млн человек. Экономический эффект был несопоставим с затратами: за 1934-1939 гг. восстановлены леса на территории в 21 млн акров при затратах $270 000. Армия обеспечивала транспорт, провиант, жилье и благоустройство кампусов (поселений). Департаменты сельского хозяйства и внутренних дел ведали наймом, обучением и надзором.
  Уважение индивидуального выбора гражданами формы исполнения долга перед государством не может не приветствоваться. Это шаг вперед в развитии общества, в конечном итоге укреплящий и само государство.
  Природоохранная АГС поможет молодежи осознать значение сохранения основы существования нации - здоровой среды обитания. Бывший директор Кавказкого заповедника Валерий Бриних, отдавший заповедному делу многие годы, считает, что труд на свежем воздухе среди людей с особым мироощущением будет способствовать социальному оздоровлению молодого поколения. Бриних помнит немало подобных человеческих примеров: проработав некоторое время в заповеднике, молодые люди бросали пить, курить, обретали дело и смысл жизни.
  Есть такая история и в практике Центра охраны дикой природы. В Москве, в Битцевском парке в рамках экспиремента по отработке механизма прохождения АГС работает юноша призывного возраста. Руководители парка на него не нарадуются. Жаждут принять еще десяток-полтора юношей. Сам молодой человек за эти несколько месяцев определился с вузом, куда хочет поступать - это Институт леса, внутренне стал собраннее, взрослее. Правда, этот пример может так и остаться единственным, а может и стать новой,,, нормой...

  Любовь Якубовская,
  пресс-секретарь ЦОДП

АГС в зеркале социологии
  В апреле 2002 года по заказу Министерства труда и социального развития Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование "Альтернативная гражданская служба в массовых оценках россиян".
  Исследование проведено по двум выборкам, в сумме охватывающих 1606 опрошенных. Первая выборка представляла собой репрезентативную национальную выборку юношей допризывного и призывного возраста (от 16 до 28 лет, число опрошенных = 1205 респондентов). Вторая группа опрошенных, насчитывающая 401 респондента, состояла из родителей, имеющих сыновей того же возраста.
  Опрос проходил в 60 городских населенных пунктах и сельских районах Российской Федерации (всего - в 27 субъектах Федерации) и проводился методом личного интервью. Общее число задававшихся вопросов - 36. Статистическая погрешность данных составляет не более 4.8 процентов для юношей и 6.1 процента для родителей.
  Исследование позволило сделать следующие выводы.
  1. В настоящее время у молодых людей фиксируется выраженно негативное отношение к службе в армии.
  Лишь треть опрошенных в возрасте от 16 до 28 лет, т.е. тех, кто подлежит призыву или уже должен был пройти службу в армии, воспринимают ее как почетный долг и обязанность каждого мужчины.
  Примерно столько же (31 процент) пассивно покоряются судьбе и идут служить в армию, но с большой неохотой, нежеланием и ощущением бессмысленности и принудительности.
  Оставшиеся 30 процентов воспринимают службу в армии с крайним отвращением, стараясь любыми средствами избежать призыва, добиться либо отсрочки, либо полного освобождения.
  Подавляющее большинство молодых людей и их родителей считает, что сегодня легче уклониться от призыва в армию, чем пройти срок службы.
  Таким образом, усиление полицейских мер при проведении призыва, а также ужесточение режима альтернативной службы (в варианте, предложенном военным ведомством) не приведет к улучшению ситуации. Напротив, это многократно обострит ситуацию и только вынудит молодых людей и их семьи искать новые, еще более надежные возможности уклониться от призыва в нереформированную армию.
  2. Причины такого отношения - резко отрицательные представления о положении дел в армии, об ее институциональном и моральном разложении, что представляет угрозу для жизни военнослужащего вне зависимости от того, проходит служба в мирных или боевых условиях. Именно ситуация в войсках, дедовщина, а также - несоответствие нынешней армии современному обществу, тем более, обществу завтрашнего дня - заставляет наиболее образованную и подготовленную часть молодежи (как правило, горожан) уклоняться от службы в армии.
  3. Поэтому население России одобряет любые варианты реформирования армии, которые могли бы изменить нынешнее неприемлемое положение. Наибольшую поддержку получает программа перехода к профессиональной армии взамен всеобщей воинской повинности, затем - сокращение срока службы и возможность выбора службы - прохождение ее в войсках или альтернативные формы гражданской службы.
  4. Большинство тех, кто с одобрением или без особых эмоций относятся к срочной службе, склонны считать правильной более продолжительную и тяжелую службу для "альтернативщиков". Но большинство тех, кого служба в нынешней армии не привлекает и даже пугает, предлагают приравнять альтернативную службу по продолжительности и тяжести к срочной. Большинство еще не служивших в армии - 45 процентов призывников и имеющих отсрочку и освобождение - предпочли бы альтернативную службу, если бы она не носила откровенно репрессивный характер, как это предлагает сегодня военное ведомство. При этом 38 процентов не служивших в армии, по их словам, готовы отслужить положенный срок по войсковому призыву.
  5. Юноши и их родители практически не знакомы с различными вариантами закона об альтернативной службе. Среди населения преобладает мнение, что в конечном счете будут выбраны репрессивные варианты альтернативной службы, разработанные военным командованием для устрашения призывников, пытающихся уклониться от срочной службы в нынешней армии.
  6. Отсюда - массовое недоверие к тем институтам, которые будут проводить эти законы, и предпочтение двух основных стратегий поведения в отношении армейской службы. Те, у кого ограничены социальные ресурсы (сельская молодежь, юноши из малообеспеченных семей и т.д.), будут готовы служить так же, как и сегодня. Другой вариант поведения, характерный для более активных и образованных призывников, - всеми силами уклониться от призыва (дать взятку, запастись нужной справкой о состоянии здоровья, и т.п.).
  7. В целом для российского общества - за исключением его наиболее молодых, образованных и квалифицированных слоев - характерно непонимание роли и функций современной армии. Та же ситуация и в армейской верхушке, и в структурах российской власти. Российская власть пока еще не сделала твердый и однозначный выбор, за какую армию (а значит и за какое общество) она выступает. Отсюда - живучесть давних стереотипов о военном как воплощении "настоящего мужчины", о необходимости "тяжелых испытаний" для "возмужания" юношей. При этом традиционно высокая оценка армии как воображаемой модели социального порядка сегодня вполне может соседствовать в массовом сознании с убежденностью в том, что в реальной армии царит коррупция.
  8. Россияне сегодня живут в очень атомизированном обществе, которое характеризуется высокой неопределенностью во всех сферах существования. Поэтому, решая важные социальные вопросы, включая вопрос о типе армии и формах армейской службы, большинство россиян не надеется на солидарность с другими. Люди предпочитают индивидуальные тактики использования знакомств, взяток и т.п. В вопросах, касающихся армии и военной службы, россияне не склонны полагаться на чисто гражданские общественные структуры.
  Вообще, доверие чисто гражданским структурам в подобных вопросах крайне невелико. Что это за социальные формы, чьи интересы они представляют и какими средствами их отстаивают, какими правами, ресурсами, возможностями наделены, - об этом как молодежь, так и родители представляения не имеют. Видимо, поэтому контроль над прохождением альтернативной службы большинство опрошенных (48 процентов молодежи и 53 процента родителей) считают необходимым возложить на специальные комиссии военных и гражданских лиц, 29 и 24 процента соответственно возлагают его на чисто военные органы и лишь 8 и 7 процентов - на исключительно гражданские ведомства.
  За два последних года среди юношей нарастает сдержанная и даже прямо отрицательная оценка смысла воинской службы. Еще резче эта последняя выражена у их родителей. Поэтому сила индивидуального, пассивного сопротивления юношей и их семей призыву в нынешнюю российскую армию весьма велика. К сожалению, это одно из самых массовых явлений последних лет.

  Денис Викторович Драгунский,
  научный руководитель Института национального проекта
  "Общественный договор"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность