Гражданка
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

N 5   19.11.2001          
пресс-службы
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза,
Центра развития демократии и прав человека В этом выпуске:
Анонсы некоторых круглых столов:
"Реализация Экологической Доктрины России и формирование экологически ответственной экономики"
Круглый стол "Система государственного управления в области охраны окружающей среды"
Круглый стол "Референдум как высшая форма народного волеизъявления" организован по инциативе Гринпис России.
Круглый стол "Введение альтернативной гражданской службы (АГС) в России"
Круглый стол "Проблемы налогообложения НКО"
Круглый стол "Реформирование экономики и общественный сектор"
Декларация "О становлении и развитии гражданского общества в России"
Другие выпуски:
2002
Специальный выпуск по АГС, Анонс акции, 10, 11, 12 13
2001
01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, специальный выпуск, 09

Подпишитесь на "Гражданку"

Дополнительная информация
ЦКИ МСоЭС
Тел/факс: (095)124-7934
117312 Москва
ул. Вавилова 41, оф.3
ЦКИ МСоЭС
Эл. почта:
seupress@mtu-net.ru

Центр развития демократии и прав человека
Тел/факс: (095)203-91-96,
Эл. почта:
anna@demokratia.ru
URL:
http://www.demokratia.ru
http://www.tolerance.ngo.ru
Выпуск бюллетеня "Гражданка" подготовлен сотрудниками Центра Координации и Информации МСоЭС и Центра развития демократии и прав человека: Виктория Колесникова, Ольга Берлова, Анна Кочинева, Валерий Тихонов, Анна Севортьян.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА Cмотри также:

Акция в поддержку Пасько

Экосводка

Вести СоЭС

Экосводка-Обозрение

Экосводка-Лес


Анонсы некоторых круглых столов
"Реализация Экологической Доктрины России и формирование экологически ответственной экономики"
  - тема круглого стола в рамках Гражданского форума, организованного по инициативе Форума "За природу", в состав которого входят: Международный Социально-экологический союз, российское представительство Всемирного фонд дикой природы, Гринпис России, Центр охраны дикой природы, Центр экологической политики России, Союз "За химическую безопасность", Экоцентр "Дронт".
  В работе круглого стола примут участие эксперты от гражданского общества: П. Суляндзига (Ассоциация малочисленных и коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока); Д. Лисицын ("Экологическая вахта Сахалина"); М. Карпачевский (БФ "Центр Охраны Дикой Природы"); А. Ярошенко (Гринпис России), А. Котлобай (Всемирный фонд дикой природы).
  Круг вопросов для обсуждения:
  1. Как "слезть" с нефтяной иглы? Экономические механизмы поэтапного сокращения производства и потребления невозобновимых природных ресурсов и формирования устойчивого и эффективного использования возобновимых природных ресурсов (природно-ресурсная рента и ее реинвестирование, "стабилизационный фонд" и "фонд будущих поколений и т.п.);
  2. Налоговый федерализм или будет ли правительство реализовывать собственную программу (формирование экономических стимулов устойчивого использования биологических ресурсов - леса и морские биологические ресурсы);
  3. Создание полноценной индустрии переработки отходов производства и потребления, формирование системы стимулов для инвестирования в "экологически дружественные" производства и замены технологий на "экологически дружественные" в процессе обновления основных фондов промышленности;
  4. Экологически чувствительные рынки и экологически ориентированный потребитель (добровольные сертификации, формирование экологически ориентированных потребительских рынков внутри страны, новые модели производства и потребления, проблема экологически нечувствительных рынков Азии);
  5. Экологические последствия вступления России в ВТО и необходимые с этих позиций приоритеты на переговорах и адаптационные меры;
  6. Международное финансирование охраны окружающей среды (Глобальный экологический фонд и др.) и его эффективность; реструктуризация внешних долгов по схеме "Долги-за-Природу"; ратификация Киотского протокола;
  7. Повышение энергоэффективности экономики России: децентрализация и диверсификация энергетической системы, открытость национального рынка энергетических ресурсов для производителей, использующих альтернативные источники энергии;
  8. Экологически ориентированная и экологически ответственная жилищная политика; учет комплекса экологически ориентированных возможностей рынка и технологий управления в ходе реформы ЖКХ.
  Справка:
  29 марта 2001 года в ответ на инициативу Президента РФ о создании Экологической доктрины России общественные организации объединившиеся в Форум "За природу", вынесли на суд общественности и официальных лиц подготовленный ими проект, который получил более 140 положительных отзывов из министерств и ведомств федерального и региональных уровней.

  Проект будет учитываться при разработке окончательного совместного документа.
Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Система государственного управления в области охраны окружающей среды"
  Круглый стол организован по инициативе Форума "За природу", в который входят наиболее крупные экологические организации страны.
  В мае 2000 г. был расформирован Государственный комитет по охране окружающей среды, и его полномочия были переданы Министерству природных ресурсов. Это вызвало массовый протест граждан, в том числе была инициирована процедура национального референдума и собрано 2,5 миллиона подписей. Экономические и экологические последствия решения о ликвидации государственного органа на сегодняшний день уже очевидны: это и ежегодные потери федерального и региональных бюджетов, и увеличение выбросов и сбросов загрязняющих веществ (впервые после 1990 г.), и существенная потеря позиций страны на международной арене. Без каких-либо объективных предпосылок игнорирование общественного мнения создало искусственные разногласия между властью и природоохранной общественностью.
  В ходе круглого стола будет обсуждена сложившаяся ситуация, определены формы участия гражданского общества в управлении охраной окружающей среды и механизмы их реализации. Будет создана рабочая группа из представителей администрации Президента, Федерального Собрания, Правительства, МВД, Генеральной прокуратуры и НПО для выработки оптимальной структуры государственного управления охраной окружающей среды.
  Также ожидается, что по результатам работы круглого стола будет принят Меморандум "О принципах управления охраной окружающей среды".
  В работе стола примут участие эксперты от НПО: Асхат Каюмов, "Дронт", Н. Новгород, Дмитрий Лисицын, Экологическая вахта Сахалина, Вера Мищенко, Экоюрис.
Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Референдум как высшая форма народного волеизъявления" организован по инциативе Гринпис России.
  В 1996-2000 гг. общественность неоднократно инициировала процедуры региональных и национальных референдумов в соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным Законом. Тем не менее на разных стадиях воля народа игнорировалась. Так, в Костроме был проведен референдум, результаты которого были отменены судом. В Красноярске была отменена регистрация инициативной группы после того как она собрала необходимое количество подписей. В 2000 г. общественные организации собрали 2,5 миллиона подписей, из которых лишь 1,9 миллиона были признаны действительными, что стало формальной причиной отказа в проведении референдума.
  Таким образом, можно утверждать, что право на референдум, гарантированное Конституцией, не может быть реализовано либо в силу несовершенства Закона 1995 г., либо из-за практики его правоприменения.
  Более того, в 2001 г. Совет Государственной Думы принял к рассмотрению поправки к этому закону, еще более затрудняющие законное волеизъявление снизу.
  В ходе круглого стола будет проведено обсуждение сложившейся ситуации и путей выхода из нее и определение механизмов, способствующих реализацию конституционного права россиян на прямое волеизъявление путем референдумов. В работе круглого стола примут участие эксперты от гражданского общества: А. Карпов, (программа ЭКОМ, Санкт-Петербург), Н. Миронова ("Движение за ядерную безопасность", Челябинск), Э. Черный (Московская правозащитная организация), Т. Добрецова ("Во имя жизни", Кострома).
  В результе предполагается создать рабочую группу из представителей власти и общественности по изменению Закона о референдуме и принять соответствующие рекомендации Государственной Думе РФ.
Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Введение альтернативной гражданской службы (АГС) в России"
  Организован по инициативе Пермского регионального правозащитного центра; Пермского отделения "Мемориала"; Гуманитарно-благотворительного центра "Сострадание" (Москва); Нижегородской Миротворческой группы. В настоящее время в Государственной Думе находятся на рассмотрении три законопроекта "Об АГС", первое чтение которых намечено на январь 2002 года. После принятия закона, которое в лучшем случае может произойти не ранее весны 2002 года (скорее всего - осенью 2002 года), на его основе Правительство РФ должно будет разработать и принять "Положение о прохождении АГС".
  Начиная с 1998 года ряд общественных организаций ведут работу по экспериментальному внедрению и созданию модели прохождения АГС в России.
  На круглом столе предлагается обсудить предложения к органам исполнительной, законодательной и судебной властей со стороны общественных организаций.
  Две главные задачи на сегодня: принятие закона "Об АГС" в такой редакции, которая позволила бы создать действенную АГС, обеспечивающую как защиту конституционных прав призывников, так и направленную на решение социальных, общественно полезных задач российского общества. Вторая - создание условий для обеспечения и защиты конституционных прав юношей, претендующих на АГС уже сейчас - до принятия федерального закона.

  ГДЕ И КОГДА: С 10.00 до 14.00. Дом-музей им. А. Сахарова, Москва, ул. Земляной вал, д. 57, строение 6 (пять мин. пешком от станции метро "Курская").

  Дополнительная информация: 928-6967, info-ags@mtu-net.ru - Кривенко Сергей Владимирович, ГБЦ "Сострадание", Москва; pmem@mail.raid.ru - Калих Александр Михайлович, Пермское областное отделение Всероссийского Общества "Мемориал"

Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Проблемы налогообложения НКО"
  В рамках двухчасовой беседы предполагается обсудить основные проблемы налогообложения НКО, связанные с вступлением в действие принятого Налогового Кодекса; наметить приоритеты по формированию налоговой системы, учитывающей особенности и специфику деятельности (экономики) некоммерческих организаций и в то же время не позволяющую создавать фиктивные НКО и/или совершать операции для "ухода" от налогов, представить и обсудить переговорные позиции и сформировать команды переговорщиков.
  В рабочую группу по подготовке входят эксперты-юристы и специалисты по НКО: А.К.Толмасова (Центр развития демократии и прав человека), Е.А.Абросимова (преподаватель юрфака МГУ), Н.Ф.Бурцева (юрист CAF), Д.Д.Янин (вице-президент Международной Конфедерации обществ потребителей)
  Время проведения: с 17.15 до 19.00.

  Дополнительная информация: Центр развития демократии и прав человека, Center@demokratia.ru, anna@demokratia.ru

Анонсы некоторых круглых столов
Круглый стол "Реформирование экономики и общественный сектор"
  Проблемы, которым будет посвящено мероприятие - на границе экономики и общественного развития. Это, к примеру, экономическая статистика, информация и документооборот в 3-м секторе, вопросы прозрачности процессов, участия 3-го сектора в решении проблемы занятости и кадры в 3-м секторе, экономические механизмы и процедуры межсекторного взаимодействия; финансовые институты 3-го сектора и внебюджетные средства.
  Модерируют дискуссию Ольга Макаренко, экономист, Международная кафедра ЮНЕСКО/ИНКОРВУЗ, госуниверситета управления, и Владимир Якимец, МГУ им.Ломоносова.
  Время проведения: с 10.00 до 12.00.

  Дополнительная информация: Центр развития демократии и прав человека, Center@demokratia.ru, anna@demokratia.ru

Анонсы некоторых круглых столов
Декларация "О становлении и развитии гражданского общества в России"
  Более 150 российских общественных организаций приняли Декларацию "О становлени и развитии гражданского общества в России". Публикуем текст этого документа:
  "В настоящее время и без того трудное и медленное становление гражданского общества в России замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось и даже пошло вспять. Поэтому мы приветствуем созыв Гражданского форума.
  Вместо демократического государства, построенного на основе институтов гражданского общества, в России создается система "управляемой демократии", в которой граждане все больше отстраняются от принятия решений, прямо затрагивающих их интересы, а общество в целом лишается возможности контроля за деятельностью власти. Складывается ситуация, когда не власть служит обществу и подотчетна ему, а общество во все большей степени ставится на службу власти.
  Основные причины сложившегося положения мы видим в следующем:
  * Слабость и зависимость от исполнительной власти судебной системы, в большей степени защищающей власть или корпоративные интересы от граждан, нежели закон, права и свободы человека, общественные институты и общегосударственные интересы;
  * Тенденция к усилению карательных и фискальных функций государства в ущерб функциям социальной защиты и обеспечения безопасности населения;
  * Несовершенство разделения полномочий и ответственности между Федерацией, регионами, и органами местного самоуправления;
  * Криминализация страны (в частности, сращивание криминальных структур с правоохранительными органами, влияние на чиновников через подкуп и коррупцию) разъедающая основы общества и государства и превращающая гражданские права и свободы в фикцию;
  * Все большее ограничение доступа общественности к информации, ограничение свободы слова и гласности, расширение официальной секретности, продолжающаяся практика нарушения фундаментальных гражданских прав и свобод и фабрикации "шпионских" дел;
  * Несовершенное избирательное законодательство и механизмы его реализации, не обеспечивающие проведения истинно свободных выборов и организации референдумов, не препятствующие фальсификации их результатов, не позволяющие досрочно прекращать полномочия не оправдавших доверия избранных представителей власти, и, тем самым, не обеспечивающие конституционное право граждан на участие в управлении делами государства;
  * Чрезмерная зависимость средств массовой информации от исполнительной власти и финансово-промышленных групп, приводящая к унификации представляемой информации и позволяющая манипулировать общественным мнением;
  * Фактическое разрушение механизма диалога общества и власти, ритуальные встречи власти с назначенной ею же "общественностью", приходящие на смену диалогу с реальным гражданским обществом;
  * Недостаточная поддержка легального малого и среднего бизнеса - основы рыночной экономики и гражданского общества, - при том, что государство до сих пор активно занимается коммерцией;
  * Отсутствие правовых и экономических условий для развития общественных организаций и благотворительности, ведущее к финансовой зависимости третьего сектора от международных или корпоративных спонсоров, прямому административному давлению на неугодные властям общественные организации (вплоть до препятствий в регистрации), особенно на региональном уровне;
  * Отсутствие должного отпора со стороны государства фашистской и националистической идеологии;
  * Размывание принципа отделения церкви от государства, превращение конфессий во все большей степени в политическую силу;
  * Ведение военных действий на территории страны в отсутствии законодательства о чрезвычайном и военном положении; использование непрофессиональной армии в боевых действиях, особенно на территории страны.
  БЕЗ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДВИЖЕНИЕ СТРАНЫ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ПУТИ И ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНЫ!
  Для развития в России гражданского общества и правового государства необходимо:
  * Повышение эффективности управления государством за счет социальной активности граждан, развития партнерства между обществом и структурами власти, развития демократической культуры;
  * Контроль обществом деятельности властных структур; реализация конституционного права граждан на участие (в том числе - непосредственное) в управлении делами государства;
  * Жесткое организационное и финансовое разграничение функций государства, связанных с обеспечением государственных экономических интересов и социальной защитой населения; восстановление (в области экологии) и укрепление вневедомственного государственного контроля и экспертизы;
  * Обеспечение экономических механизмов развития гражданского общества и сокращения социального неравенства на основе изъятия в полном объеме реальных рентных платежей при пользовании природными ресурсами; децентрализация хозяйственной деятельности;
  * Перенос управления общественной жизнью в основном на уровень местного самоуправления; расширение перечня избираемых, а не назначаемых должностных лиц;
  * Обеспечение реальной независимости судебной власти и равного доступа к правосудию (в том числе посредством увеличения числа судов и судей, централизованного независимого финансирования судов); упразднение военных коллегий;
  * Смягчение наказаний за преступления по неосторожности и совершенные впервые; гуманизация пенитенциарной системы, прежде всего через соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил;
  * Распространение заявительной, а не разрешительной формы организации деловой активности и определение федеральным законом (исчерпывающим перечнем) тех случаев, когда необходимо получать какие-либо разрешения, а также документов, требуемых для их получения;
  * Облегчение доступа граждан к информации, в том числе к экологической, информации об угрозах безопасности и здоровью граждан, о нарушениях гражданских прав и свобод, установление порядка привлечения к ответственности должностных лиц за отнесение к государственной и коммерческой тайне сведений, не подлежащих засекречиванию, а также за преследование граждан и организаций за сбор, анализ и распространение таких сведений; безусловное рассекречивание сведений по истечении установленного законом срока давности;
  * Восстановление и законодательное закрепление права граждан на досрочный отзыв не оправдавших доверия избираемых должностных лиц всех уровней;
  * Разработка и законодательное закрепление механизма общественного обсуждения всех принимаемых решений, касающихся здоровья и благополучия граждан, на стадии их подготовки, и учета результатов такого обсуждения;
  * Переход к комплектованию армии на контрактной основе ("профессиональной армии") в сжатые сроки, развитие альтернативной гражданской службы, возвращение военнослужащим гражданских прав в мирное время;
  * Создание экономических стимулов и правовых возможностей поддержки общественных организаций как за счет благотворительных источников, так и социального заказа;
  * Выведение религиозного обучения и ритуалов из государственных учреждений и организаций, запрет на обязательность религиозного обучения в частных учебных заведениях, кроме финансируемых конфессиями;
  * Разработка и введение в практику работу органов государственной власти конкретных механизмов диалога с общественностью (в том числе, привлечение общественных организаций к разработке и экспертизе законопроектов и нормативных актов, введение представителей общественных организаций в коллегии министерств и ведомств, включение их в состав государственных комиссий);
  * Запрет на участие армии в боевых действиях на территории страны без введения военного положения.
  Мы обращаем внимание Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех политических и общественных организаций и движений, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, деятелей науки, культуры, образования, предпринимателей НА НЕОБХОДИМОСТЬ ОБУСТРОЙСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК ГЛАВНОГО УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН!"

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность