Номер 8 (2000) Выходит 1 раз в 2 месяца
пресс-служба
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза В номере:
страна прокуроров - калейдоскоп
письмо депутатам Государственной Думы РФ от благодарных избирателей
медики предупреждают: коровье бешенство гуляет по миру
Черное море можно спасти
продолжение сериала "Секретные материалы": сделано в России
АЭС плывет, однако...
как "Шендвик" пытался уничтожить дождевые леса Новой Зеландии
Муравьевка: лучшее - в нас самих
как американские "шпионы" в Муравьевку ездили
ДОП - движение во времени
трамвайная Реконкиста

Другие номера:
№1, №2, №3, №4, №5, №6, №8
"Экосводока - обозрение" издается для использования и перепечатки материалов.
Просьба информировать редакцию о публикации материалов. По запросу возможно предоставление дополнительной информации, встречи с авторами статей.
Cсылка при публикации и использовании материалов на социально-экологический союз обязательна.
Мирный атом
АЭС плывет, однако…

  Министерство России по атомной энергии и региональные власти Чукотского автономного округа планируют установить в окрестностях г. Певек Чукотского автономного округа плавучую атомную электростанцию (ПАЭС), что вызывает сильное беспокойство населения самого восточного региона России в связи с повышенной экологической опасностью объекта.
  Государственной экологической экспертизы проекта не проводилось. Тем не менее в нарушение российских законов Минатом фактически уже начал строительство плавучих АЭС с широким использованием средств федерального бюджета. По этой причине Международный Социально-экологический союз, единственная экоНПО региона - КАЙРА-КЛУБ, и администрация Чаунского района Чукотки взяли на себя проведение общественной экологической экспертизы проекта. Методическое содействие экспертизе оказывают сотрудники некоммерческой организации Эколайн (г. Москва). Работа по проведению общественной экологической экспертизы началась в декабре 1999 г. и будет завершена до конца 2000 года.
  Идея использовать атомную энергию на море для создания плавучих атомных станций впервые была высказана, Ричардом Экертом, вице-президентом американской компании The Public Service Electric and Gas в 1969 году. Тогда энергетический гигант Westinhouse даже создал специальную дочернюю энергетическую компанию - Offshore Power Systems, - которая планировала построить в 1980-81 гг. восемь плавучих атомных станций мощностью 1150 МВт каждая. Идея провалилась несмотря на затраченные компанией 180 миллионов долларов США, из-за явной экономической неэффективности проекта и сопротивления властей и общественности прибрежных штатов.
  У нас же Министерство по атомной энергии России вот уже на протяжении 10-ти последних лет вынашивает идею создания на Севере и Дальнем Востоке России атомных станций малой мощности на базе ледокольных реакторов типа КЛТ-40С (далее АСММ), история эксплуатации которых всегда была секретной, в том числе и по причине радиационных аварий. Одно это обстоятельство заставляет утверждать, что эти реакторы опасны. Эксперты отмечают ряд конструктивных недостатков ПАЭС и считают, что вероятность крупной аварии на плавучей АЭС значительно выше, чем на наземных АЭС.
  Певекская плавучая атомная электростанция рассматривается Минатомом как первая в серии ПАЭС, планируемых к размещению в северных и восточных морях России: в Карском море (Дудинка), море Лаптевых (Тикси), Беренговом (Проведения и Эгвекинот), Охотском (Эвенск, Охотск) и Японском (Рудная Пристань, Находка, Б.Камень) морях, в водах полуострова Камчатка (ЗАТО Вилючинск).
  "Любая идея, пусть даже самая хорошая, которая зреет столько времени, имеет тенденцию морально устаревать. Кроме этого, секретность всей истории эксплуатации ядерных энергетических транспортных установок ледокольного и военно-морского флотов и всего того, что с ними связано, не способствует доверию к этим проектам", - говорит член Высшего экологического совета Государственной Думы В.М. Кузнецов. Радиоактивное загрязнение окружающей среды при возможных авариях на проектируемой Певекской ПАЭС угрожает не только Чукотскому автономному округу, но и соседним регионам - республике Якутия-Саха и штату Аляска, США.
  Развернутые Минатомом России работы по АСММ имеют "дальний прицел". Министерство хочет выйти с этим проектом на зарубежный рынок ядерных технологий, прежде всего, на азиатский (Корея, Индонезия, Китай) и африканский (Египет, Марокко, Намибия и др.). Однако эти государства не хотят покупать опытный образец. Поэтому Минатом и хочет для начала "обкатать" свой новый проект на Чукотке.
  Планы Минатома России по распространению АСММ в других странах мира крайне опасны с позиций нераспространения оружия массового уничтожения. Высокообогащенного урана (ВОУ) оружейного качества, содержащегося в двух реакторах АЭС, достаточно для изготовления десятков атомных бомб. Для справки: МАГАТЭ установила 8 кг плутония, 8 кг урана-233 и 25 кг ВОУ-235 необходимо для создания ядерного боеприпаса, а Советом по защите природных ресурсов США предложены новые "пороги": плутоний - 1 кг, уран-235 - 3 кг (с обогащением более 20 %), уран-233 - 1 кг.
  Попадание этого урана в страны, стремящиеся стать членами "ядерного клуба", избавит их от необходимости создания собственной урановой промышленности (по добыче и обогащению урана). Это делает атомное оружие практически вседоступным, изменяя тем самым всю геополитическую картину современного мира.
  К тому же лизинг ПАЭС в другие страны предполагает нарушение законодательства, запрещающего ввоз в Россию радиоактивных отходов и материалов из-за рубежа.
  Факторами дополнительного риска являются географическая близость Певека к государственной границе и его отдаленность от современных высокотехнологичных спасательных центров, что затрудняет возможности быстрого реагирования на любые чрезвычайные ситуации - аварии, нештатные ситуации, возможные нападения и пр. Особые проблемы могут возникнуть с транспортировкой и захоронением радиоактивных отходов, что с каждым годом становится актуальнее на Билибинской атомной станции теплоснабжения, работающей в Чукотском автономном округе с 1974 года.
  Общая стоимость программы проектирования, строительства и снятия с эксплуатации головной станции для г.Певек составит более 300 млн долларов. Минатом пропагандирует ПАЭС как безопасный и безальтернативный способ решения энергетического кризиса на Чукотке. Потенциальная опасность данного проекта до сведения жителей не доводится. Не ведутся исследования альтернативных (неядерных) путей развития энергетики региона. Экономическое обоснование строительства ПАЭС в районе, население которого едва превышает 10 тысяч человек, проживающих в 8 маленьких селах и поселках, разбросанных на огромной территории, сомнительно, так как не учитывает многих необходимых расходов, таких как стоимость обращения с радиоактивными отходами, доставки и перегрузки топлива, ремонта ПАЭС и др. При учете этих расходов строительство плавучей АЭС не может быть рентабельным. Снабжать своей энергией она будет лишь незначительную часть Чукотки, а на средства, которые предполагается потратить на ее сооружение, можно не только обеспечить безопасной энергией все население этого автономного округа, но и существенно повысить уровень жизни в регионе. Использование местных энергоресурсов обойдется намного дешевле; кроме того, традиционные способы получения энергии и развитие ветроэнергетики будут поддерживать в округе стабильно высокое количество рабочих мест, тогда как проектируемая ПАЭС будет обслуживаться немногочисленным персоналом специалистов-вахтовиков
  Строительство и эксплуатация плавучих АЭС связаны с большими экологическими рисками, которые атомщики недооценивают. Анализ возможного влияния ПАЭС на окружающую среду выполнен проектировщиками с крупными принципиальными недостатками и не может быть признан удовлетворительным. Работа плавучей АЭС даже в штатном режиме без отклонений (что практически невозможно!) представляет серьезную угрозу благополучию населения и природы Арктики. Так, в проектных материалах отсутствуют оценки влияния огромного выброса тепла работающей ПАЭС, что чрезвычайно опасно для уникальной природы Арктики. Среди других прогнозируемых последствий – образование постоянных туманов, изменение характера осадков, обледенение зданий и сооружений, наледи, таяние вечной мерзлоты, оползни. В случае же серьезной аварии не только оперативная эвакуация, но и заблаговременное оповещение населения просто нереальны, поскольку ПАЭС будет находиться в непосредственной близости от населенных пунктов, жители которых оказываются самыми настоящими заложниками атомных станций.
  Проект плавучей АСММ появился в результате конверсии оборонных отраслей промышленности. Понимая, что за этим проектом стоят наши с Вами соотечественники, продолжающие трудиться на предприятиях Минатома России, думаем все же, что этим министерством неправильно расставлены главные акценты в ведении работ подобного типа.
  При нынешней экономической ситуации в стране целесообразно создать условия по максимальному использованию потенциала людей, работающих в этих ведомствах, в обеспечении ядерной и радиационной безопасности тех объектов, которые создавались ими, находятся сегодня в эксплуатации или в стадии вывода из эксплуатации и которые никто лучше их не знает, вместо того, чтобы привлекать их к разработке новых проектов.
  Ведь на Севере и Дальнем Востоке России и без АСММ сложилась крайне неблагоприятная радиологическая обстановка, вызванная, в первую очередь, воздействием 182 ядерных энергетических установок, ныне эксплуатируемых, и 133 реакторов, отслуживших свой срок. Дополнительная нагрузка на природу этих регионов может обернуться для него серьезными последствиями.
  Международный Социально-экологический союз и Кайра-клуб намерены предложить региональным властям Чукотки начать сотрудничество по поиску безопасных и сравнительно недорогих вариантов развития энергетической промышленности округа, а также призвать общественность и правительства стран Арктики (США, Канады, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции) высказаться против этих опасных планов, а страны, с которыми Минатом уже вел переговоры по плавучим АЭС (Индонезия, Филиппины), отказаться от их осуществления. В дальнейшем экологическая общественность Чукотки намерена привлечь внимание российских и зарубежных компаний, способных предложить конкурентноспособные, а главное, безопасные проекты по развитию энергетики региона и организовать массированную общественную поддержку этих проектов в противовес проектам Минатома.