Друзья, прекрасен наш Союз... №1 (20) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, В.Тихонов
Рисунки: О. Берлова
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Института "Открытое общество" (Фонда Сороса)
Деменьтьева В.В., г. Краснотурьинск
Рихвановой М.Г., г. Иркутск
Чуковой Ю.Г., г. Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Гражданский форум: итоги дискуссии «Здоровье населения и окружающая среда»

  В дискуссии приняли участие около 300 человек, главным образом представителей неправительственных организаций (НПО) экологического и медицинского направлений, а также властных структур. НПО были представлены преимущественно региональными организациями, такими как Чукотское общественное экологическое общество «Кайра-клуб», г.Анадырь; Общественная организация медицинских работников «Милосердие», г.Южно-Сахалинск; Общественный экологический центр республики Саха (Якутия); Бурятское региональное объединение по Байкалу, г.Улан-Удэ; «Сибирский экологический центр», г.Новосибирск; «Молодежное зкологическое движение Республики Татарстан», г. Казань; Пермская областная социально - просветительская организация врачей «Согласие»; Независимая экологическая служба по Северному Кавказу, г.Майкоп; Региональный общественный фонд «Благотворительная больница для женщин», г.Махачкала; Областной экологический клуб, г.Мурманск; «Ассоциация зеленых Карелии», г.Петрозаводск; Костромское общественное экологическое движение «Во имя жизни», г.Кострома; Региональное общественное движение «Родители против наркотиков», г.Тверь, и др. Активное участие в дискуссии приняли представители российских и международных НПО: Международный Социально-экологический союз, Всемирный Фонд дикой природы; Всемирный союз охраны природы; Союз «За химическую безопасность», Международная сеть «Здоровье детей, окружающая среда, безопасность»; Международная конфедерация обществ потребителей; Гринпис России; Всероссийское общество охраны природы; Общественное общероссийское движение «За здоровую Россию»; Российский союз промышленников и предпринимателей и др. Властные структуры были представлены такими организациями как Минэкономразвития и Минздрав России; Министерство РФ по атомной энергетике; Аппарат Правительства Российской Федерации; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство обороны РФ; Российское агентство по боеприпасам и др.
  Дискуссия была напряженной и проходила в условиях высокой активности и заинтересованности ее участников. Помимо основных докладчиков, с вопросами и краткими комментариями выступили более 70 человек, более 50 вопросов, предложений, заявлений поступило в письменной форме. Особо следует отметить заявление «Экология и гражданское общество», одобренное на собрании представителей более 150 экологических НПО, участников Форума, которое состоялось накануне его открытия. Обсуждались следующие фундаментальные проблемы российского государства, каждая из которых заслуживала отдельной дискуссии:

  1.Состояние здоровья населения России.
  На эту тему были заслушаны обстоятельный доклад главного санитарного врача РФ Г.Г.Онищенко, доклады представителей общественного движения «За здоровую Россию» Е.Ю. Шаталовой (Москва), Т.И. Новоселовой (Новосибирск), директора Института питания, главного диетолога России В.А.Тутельяна. Все они были единодушны в оценке здоровья россиян, расценив его как катастрофическое, ухудшающееся с каждым новым поколением. Крайнюю обеспокоенность вызывает стремительное сокращение, фактически вымирание населения России, что подрывает базу устойчивого развития России и создает угрозу ее национальной безопасности. Особая тревога была высказана в связи с прогрессирующим ухудшением здоровья детского населения страны. По оценке Г.Г.Онищенко, практически здоровы всего 20% российских детей, из-за плохого питания растет число детей с дефицитом массы тела, анемией, отставанием физического и умственного развития.
  Все больше детей рождается с пороками развития, болеет раком, СПИДом, вирусным гепатитом, страдает алкоголизмом, нарко- и токсикоманией.

  Создавшееся положение было расценено как следствие тяжелой социальной обстановки и обнищания людей в сочетании с углубляющимся экологическим кризисом. Выступавшие отмечали прямую связь и взаимообусловленность критического состояния здоровья населения России и состояния окружающей среды. Главный санитарный врач России обратил особое внимание на тяжелое положение с ресурсами питьевой воды и необходимость целевой федеральной программы обеспечения населения чистой водой. Столь же остро стоит проблема обеспечения россиян достаточным и полноценным питанием. Бедность населения приводит к хроническому белковому голоданию большей его части. Главный диетолог страны В.А. Тутельян остановился на вопросах разбаланса питания населения России, дефицита в пище йода, микроэлементов, витаминов и др. обязательных для здоровья компонентов, необходимости снижения химической и радиационной нагрузки на организм человека за счет обеспечения качества и безопасности продуктов питания. Проблеме «Здоровое питание - здоровье нации» в рамках Форума был посвящен отдельный «круглый стол», участники которого выступили с рядом предложений.

  Выступавшие в дискуссии представители общественных и государственных организаций не имели расхождений в оценке ситуации со здоровьем российского населения и констатировали, что государство не уделяет должного внимания этой актуальнейшей проблеме и не обеспечивает экологическую безопасность населения. Принятые на государственном уровне законы и целевые программы не выполняются, средства на них выделяются частично или не выделяются совсем. В этих условиях значение НПО, вынужденных брать на себя решение задач, с которыми не справляется государство, особенно возрастает, прежде всего в просвещении, распространении актуальной информации, создании оздоровительных центров, обеспечении независимого контроля за соблюдением санитарных норм, качества продуктов и т.д. Проблема роли общественных организаций в развитии медико-социальной и психологической реабилитации населения обсуждалась на специальном «круглом столе». В результате обсуждений выявилась готовность к развитию контактов и сотрудничества с общественными организациями со стороны Минздрава РФ и прежде всего главного санитарного врача России Г.Г.Онищенко. Среди многих вопросов и предложений, поступивших к нему во время дискуссии, выделяются направленные на развитие взаимодействий НПО с санэпидслужбами в регионах, внедрение социально-гигиенического мониторинга, независимой экспертизы экологически опасных проектов. Особую озабоченность общественности вызывает воздействие на здоровье, в особенности детское, радиационного загрязнения окружающей среды, в том числе малыми дозами радиации. В связи с этим подверглась осуждению позиция Санэпидемнадзора, согласовавшего разрешение на ввоз в Россию отработавшего ядерного топлива.

  2. Экологические последствия деятельности военно-промышленного комплекса (ВПК) в России и их социально приемлемое преодоление.
  С основными докладами выступили президент Союза « За химическую безопасность» Л.А.Федоров, представивший позицию общественности и главный эколог Министерства обороны РФ Б.Н.Алексеев. Специальное внимание общественности к этой проблеме определяется тем, что интенсивная деятельность ВПК, особенно во времена СССР, нанесла большой и должным образом не оцененный ущерб здоровью населения и природной среды, значительные территории превращены в зону экологического неблагополучия. Особенно тяжелые медико - экологические последствия связаны с производством, испытаниями, уничтожением ядерного оружия, с утилизацией ядерных подводных лодок, с производством, хранением и уничтожением химического оружия, с ракетно-космической деятельностью и загрязнением обширных территорий страны компонентами токсичных ракетных топлив, с производством в прошлом биологического оружия. При этом жизненные интересы населения часто игнорируются, правовые пути решения возникающих проблем не отработаны и усложняются условиями секретности.
  В своем ответе на выступление Л.А.Федорова Б.Н.Алексеев сообщил, что в армии создана и 10 лет действует экологическая служба, призванная решать названные проблемы и предотвращать конфликтные ситуации. Он заявил, что его ведомство открыто к сотрудничеству и призвал к совместному обсуждению возникающих проблем. Острая дискуссия выявила большие разногласия сторон в оценке опасности, связанной с различными видами деятельности ВПК, ущерба населению страны, правовыми и др. аспектами проблемы. Со стороны общественности были высказаны предложения, необходимые для обеспечения экологической и социальной безопасности деятельности ВПК, в том числе создание механизма информационной открытости при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения, создание необходимых правовых механизмов, регламентирующих деятельность ВПК, обеспечение ее государственного и общественного контроля и др. Обсуждение этих и других вопросов и предложений продолжилось на «круглом столе» и во время переговоров.

  3. Реализация экологической доктрины России: формирование экологически ответственной экономики и модификация системы государственного управления в области охраны окружающей среды.
  Докладчиками выступили представители Всемирного Фонда дикой природы И.Е.Честин и Е.А.Шварц и зам. министра Министерства природных ресурсов РФ (МПР) В.Н.Лопатин. Обсуждались основные принципы Экологической доктрины, предложенной рядом неправительственных экологических организаций России и поддержанной широкой общественностью страны. По мнению общественности, экологическая проблематика должна находиться в центре внимания государственной политики, здоровье населения и здоровая экономика невозможны без поставленной на современный уровень охраны окружающей среды. В то же время, в мае 2000 г. был расформирован самостоятельный государственный орган по охране окружающей среды, что создало угрозу экономической, экологической и социальной безопасности страны.
  Последствия разрушения государственного управления в области охраны окружающей среды уже проявились: увеличиваются выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы, растут масштабы эколого-техногенных катастроф и зоны экологического неблагополучия, происходит деградация природных территорий России, обеспечивающих глобальное экологическое равновесие, идет масштабный процесс деэкологизации страны. Политика в области использования природных ресурсов проводится в интересах небольшой группы лиц, получающих сверхприбыль от хищнической эксплуатации ресурсов, принадлежащих всему обществу, а криминализация в этой области достигла пределов, угрожающих будущему России.
  Предложенная Доктрина призвана стать основой для формирования государственной экологической политики России, в числе основных ее принципов: охрана здоровья нынешнего и будущего поколений людей от неблагоприятных последствий антропогенных воздействий на окружающую среду; приоритет вопросов охраны окружающей среды при принятии всех политических и экономических рещений; государственный экологический контроль и мониторинг, экологическая экспертиза и лицензирование, необходимые для своевременного и обоснованного принятия решений; участие общественности в выработке и реализации государственной экологической политики и др. Первым требованием общественности является при этом незамедлительное восстановление системы полноценного государственного управления в области охраны окружающей среды (включая лесные ресурсы), воссоздание соответствующих специально уполномоченных федеральных органов и их структур в субъектах Федерации. Государство обязано упорядочить использование природных ресурсов, необходима решительная смена государственных приоритетов с защиты интересов крупного бизнеса на защиту интересов подавляющего большинства населения, обеспечение его здоровья и благосостояния.
  Зам. министра МПР В.Н.Лопатин в своем выступлении поддержал позицию общественности по ряду вопросов, включая необходимость усиления общественного контроля и повышения информированности населения, необходимость лицензирования природопользования и др. Он сообщил о готовящихся в МПР для населения упрощенном варианте Государственного доклада о состоянии окружающей среды и «Черной книге» предприятий, наносящих особый ущерб окружающей среде. Однако его выступление не изменило позиции широкой и научной общественности, протестующей против совмещения в МПР хозяйственных и природоохранных функций, что привело к разрушению системы государственного управления в области охраны окружающей среды и создало принципиальные разногласий между властью и экологической общественностью, считающей, что МПР неспособно решать возложенные на него обязанности. Дальнейшее обсуждение Доктрины и связанных с нею проблем состоялось в Минэкономразвития, где были предложены конкретные пути их решения. Среди множества тем, затронутых в ходе дискуссии, неоднократно высказывалось мнение об отсутствии связи между обществом и высшими структурами государственной власти. Об этом свидетельствует упразднение в 2000 г. самостоятельных органов по охране окружающей среды, создания которых гражданское общество добивалось на протяжении десятилетий, принятие в 2001 году решения о ввозе в страну отработавшего ядерного топлива вопреки активному сопротивлению общества и многие другие факты. В ходе дискуссии была выражена надежда, что Гражданский Форум будет способствовать налаживанию такой связи, без которой невозможно дальнейшее развитие демократии в России.

  Соведущие дискуссии «Здоровье населения и окружающая среда»:
Мария Черкасова, координатор Международной сети «Здоровье детей, окружающая среда, безопасность»,
Игорь Честин, директор Российского представительства Всемирного фонда дикой природы

  


seu-info@ecoline.ru