Друзья, прекрасен наш Союз... №1 (20) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, В.Тихонов
Рисунки: О. Берлова
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Института "Открытое общество" (Фонда Сороса)
Деменьтьева В.В., г. Краснотурьинск
Рихвановой М.Г., г. Иркутск
Чуковой Ю.Г., г. Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Новый Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» - угроза самому институту государственной экологической экспертизы

  Очередной подарок природе готовит Государственная дума РФ, уже разрешившая ввоз ОЯТ в Россию. В новом природоохранном законе предусмотрена возможность передачи права проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня администрациям регионов (не региональным подразделениям Минприроды, а именно администрациям).
  И вот уже депутаты Государственной Думы В.П.Лукин, П.В.Крашенинников, Г.В.Боос, В.А.Грачев, О.В.Морозов, А.С.Беляков, А.Н.Шохин и А.Г.Пузановский вносят на рассмотрение проект Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

  Согласно этому проекту, все объекты государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации подлежат утверждению либо согласованию органами государственной власти субъекта РФ либо зависимыми от него органами местного самоуправления. Таким образом, проведение экспертизы (в том числе формирование экспертной комиссии, утверждение заключения), и утверждение (согласование) объекта экспертизы осуществляется одним и тем же государственным органом, что противоречит принципу вневедомственности экспертизы и фактически ставит ее в полную зависимость от соответствующего органа государственной власти субъекта РФ.
  Законопроектом не предусмотрено наделение структурных подразделений субъекта РФ полномочиями, правами и обязанностями территориального специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы, установленные статьей 8 действующего Федерального закона. Поэтому от органов исполнительной власти субъектов РФ фактически не требуется выполнения соответствующих обязанностей, предусмотренных законодательством об экологической экспертизе, в том числе предоставлять для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы; направлять органам местного самоуправления, общественным оранизациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы. Тем самым нарушаются права граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды, установленные Конституцией Российской Федерации.
  Проще говоря, теперь любые нарушения природоохранного законодательнства на региональном уровне будут проходить не то что безнаказанными, а просто-таки будут разрешены теми самыми хозяйствующими субъектами.
  По мнению известного сахалинского эколога Дмитрия Лисицына, если в закон «Об экологической экспертизе» будут внесены такие поправки, то это отнимет у природоохранников один из последних эффективных инструментов для охраны природы на уровне краев и областей. «У нас после первых государственных экологических экспертиз, которые пришлось пробивать с большим трудом и через природоохранную прокуратуру, первые планы рубок недавно получили отрицательные заключения. Таким образом, теперь у нас появились реальные перспективы остановки варварских разрушительных рубок, которые ведутся в верховьях нерестовых рек в горных лесах Сахалина - нужно лишь немного времени. Однако если закон пройдет, экспертиза превратится в пустую формальность».
  Так что на фоне заявлений об укреплении вертикали власти постепенно разрушается государственная вертикаль охраны природы. Государственные инспектора лишились права прекращения экологически вредной деятельности (оставлена только приостановка) и это право сейчас принадлежит либо органам власти, либо суду.

  Что остаётся гражданам?
  Граждане могут направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. При этом сделана оговорка, что всё это можно делать «в местах своего проживания». То есть, если жителя Московской области волнует судьба дальневосточных лесов, он и информацию не имеет право получать? Хотя здесь можно возразить, что местом проживания является Россия или, того больше, планета Земля.
  Сохранилось и право граждан на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды. Как обходятся и федеральные и региональные власти с референдумами, мы имели возможность наблюдать совсем недавно на примере попыток вынести на всеобщее голосование антиядерные вопросы.
  Естественно, общественности предоставили право организовывать общственную экологическую экспертизу, однако о том, что может произойти с этим довольно важным институтом, мы говорили чуть раньше.
  В качестве последней меры гражданам и их объединениям остаётся право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
  Вернёмся к нашему вопросу - что ждёт природу? Скорее всего заметно активизируются различные проекты по освоению новых территорий, очередные стройки века, а мероприятия по охране природы отойдут на задний план. На фоне ослабления государственного экологического контроля и увеличения влияния власти на средства массовой информации, особенно в регионах, общественные природоохранные организации окажутся в очень сложной ситуации, пытаясь защитить человека от последствий его же деятельности.

  Владимир Захаров, Лесная кампания МСоЭС
  


seu-info@ecoline.ru