Друзья, прекрасен наш Союз... №1 (20) 2002 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом
Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,


Главный редактор:
Святослав Забелин
Зам. гл. редактора:
О.А. Берлова
Над номером работали:
Н.Забелина, В.Колесникова, Д.Кольцов,
А.Кочинева, В.Тихонов
Рисунки: О. Берлова
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@seu.ru

Выпускается при финансовой поддержке
Фонда Чарльза Стюарта Мотта
Института "Открытое общество" (Фонда Сороса)
Деменьтьева В.В., г. Краснотурьинск
Рихвановой М.Г., г. Иркутск
Чуковой Ю.Г., г. Москва

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

«Чистый берег» навсегда...
(размышления после акции)

  Уже четвертый год клуб «Экология» проводит акцию «Чистый берег». Попробуем проанализировать моменты, которые она затронула.



  Социум (общество)
  Первые мероприятия по акции совпали с мрачной экономической ситуацией в стране (лето-осень 1998 г.). Поэтому у автора этих строк было довольно предвзятое отношение к участию в акции взрослых. И зря...
  Первыми на призыв Новгородского клуба «Экология» откликнулись работники образования. Они сумели вовлечь в ряды волонтёров своих учеников и студентов. Журналистская братия увидела в «Чистом береге» беспроигрышный информационный повод, а некоторые из слуг пера искренне прониклись экологическими идеями. Под воздействием газетных публикаций, радио и телепередач «проснулись» и новгородцы. Отзывались не только отдельные граждане, но и целые общественные организации. С некоторыми мы контактируем до сих пор.
  Интересно, как менялось участие общества на протяжении четырёх акций («Чистый берег - 98, 99, 2000, 2001»).
  В 1998 году несколько мероприятий акции походило на малой речке Веряжке. Во время очистки берегов и русла к волонтёрам подходили местные жители и иногда негативно реагировали на то, что весь снесённый к реке или сваленный в неё мусор изымается оттуда. Объяснить логически такое поведение нам оказалось не под силу. Прошло два сезона, мы снова вернулись в эти места для продолжения работы. Отношение населения к нашей деятельности стало полностью положительным. Более того, рядом живущий бизнесмен предложил помощь в вывозе собранного на свалку, сам сев за руль своего самосвала (в выходной день!). А один гражданин, увидев работу экоактивистов и сожалея о том, что не может принять непосредственное участие в акции, дал им 100 рублей!
  На другой малой речке - Тарасовце - мы работали в сезонах 1999 и 2000 г. Эта речка отличается тем, что в черте города протекает по частному сектору. Так как вопрос с вывозом мусора оттуда никак не решён, остро стоит проблема несанкционированных свалок. Исторически сложилось так, что помойки устраиваются в пойме Тарасовца. За два сезона «чистильщики» прошли около 800 м берега. В 1999 г. мы работали с Медколледжем. Часть студентов пошла работать с местным населением по пропаганде идеи недопустимости сброса мусора в реку. Они ходили по дворам, разговаривали с людьми, останавливали прохожих, раздавали листовки и др. Результат этой работы проявился на следующий год. Там, где был прибран берег, повторное засорение настолько незначительно, что можно говорить об изменении сознания местного сообщества.

  Бизнес
  Если говорить о спонсорах, то косяками они, конечно, помогать нам не тянулись. Но акция в городе уже на слуху, и те доноры, которые находятся, спокойны за целевое использование оказанной ими помощи. На проведение акции чаще мы просим не деньги, а мешки, машины, перчатки и т.п. Такие конкретные просьбы убеждают даже самых прижимистых.
  Жалко, что деловые люди чаще видят в экоактивистах просителей, в лучшем случае - помощников в продвижении их брэнда (марки) на рынок, но не равноправных партнёров. А ведь мы много что знаем и умеем, подчас настолько владеем материалом, что можем оказывать квалифицированные консалтинговые услуги (впрочем, как и многие другие общественники).

  Что касается «Чистого берега», то и здесь можно найти «точки соприкосновения» с бизнесом. Как показала другая акция клуба «Экология» - «Охота на пластик» - отходы различных полимеров востребованы не только в теории. Чёрный и цветной металлы давно не нуждаются в навязывании приёмщикам, как и стеклотара. Все эти «элементы» находятся в «несвязанном виде» в природе, в том числе и на берегах. Подключившиеся к акции бизнесмены «отходного» бизнеса на правах партнёров могли бы предоставить транспорт или мешки для мусора в обмен на собранное с берега вторсырьё.

  Откуда берутся свалки
  Стихийные свалки, как правило, не имеют точного имени автора. Но происхождение мусора, их наполняющего, иногда можно выяснить. Часто такой процесс заканчивается не в пользу местных коммерсантов. Во время акции «Чистый берег-98» студенты Сельхозакадемии на берегу в лесопарковой зоне наткнулись на «захоронение» сосисок одного крупного новгородского супермаркета. Определить автора оказалось достаточно просто - беспроигрышными уликами стали товарные чеки магазина-нарушителя. Для этих случаев в Татарстане придумали операцию «Бумеранг». Суть акции в том, что мусор с несанкционированной свалки должен вернуться хозяину.

  Чаще мы имеем дело с опосредованными загрязнителями. Таковыми обычно выступают производители продукции в одноразовой и неодноразовой упаковке. От 50 до 70 % объёма мусора, собираемого с берегов, приходится на одноразовую упаковку. До 90% от неё - пластик. Более половины составляют пластиковые бутылки. Остальной пластик представлен в основном полиэтиленовыми мешками и одноразовой посудой. Большой процент упаковок произведен в области. Поэтому мы говорим о необходимости возвращения упаковки и тары своему производителю, о побуждении его ко вторичной переработке (рециклингу) своего детища.

  Власть и чиновные люди
  Отношение власти и чиновников на разных уровнях к акции на протяжении нескольких лет тоже менялось. В первый год оно было настороженное. С самого начала понимание нашли в административном отделе города, морально поддержали городской и районный комитеты охраны природы. Водный комитет поддержал акцию человеческими ресурсами. В целом первый, да и второй сезон официальные круги по отношению к акции были весьма сдержанны и безразличны... Но это только нам так казалось.
  В Концепции социально-экономического развития Новгородской области на 2000 год появилась и наша акция. Оценили, значит!? В 2000 г. мы для наших мероприятий смогли получить оплату нескольких самосвалов для вывоза мусора и обойтись по этой статье без спонсорской помощи - власти помогли. И вот уже в сезоне 2001 г. после обращения о поддержке акции в городском комитете по экологии активно откликнулись и помогли финансами из экофонда провести широкомасштабные мероприятия в рамках всего города.

  В виде заключения
  Проблемы, обозначенные здесь, нельзя решить с ходу и при помощи какого-то одного ведомства или коммерческой структуры. Над ними надо работать сообща и вырабатывать комплексный подход. Не случайно автор разбил материал на подзаголовки. На сегодня у большинства заинтересованных лиц нет понимания необходимости комплексности в решении «мусорных» вопросов...
  Клуб «Экология» при всём своём потенциале не сможет решить вопрос о регулярном вывозе мусора. Это приоритет муниципальных властей. Однако помочь городским службам в организации селективного (раздельного) сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО) и в разъяснении местному населению опасности свалок на берегах водоёмов общественники в силах. В случае удачи экологический и экономический эффект гарантирован. Город пока не может из-за дефицита средств организовать комплексную переработку вторсырья. Зато это может быть посильной ношей схожим по профилю частным фирмам. При должной поддержке местной властью и общественными организациями, работающими с населением, данное дело может быть успешно осуществлено. Крупные производители одноразовой тары, не видящие своей потенциальной опасности для природы и людей, гораздо чутче отреагируют на приглашение к многостороннему диалогу со стороны Госкомитета природных ресурсов, нежели от какой-то общественности. В решении этой группы проблем придётся даже, может быть, прибегнуть к помощи наших законодателей.
  Когда будут решены все эти вопросы полностью, можно будет надолго взять тайм-аут в экологической деятельности и почивать на лаврах победителя. Но мы реально оцениваем ситуацию, поэтому перефразируем слова песни одного всемирно известного музыкального коллектива: лозунг нашей работы на ближайшую жизнь: «Чистый берег» - навсегда!»

  Павел Ефремов,
  Новгородский клуб «Экология», координатор акций
  «Чистый берег - 99, 2000, 2001»



  Анализ анкетирования населения Новгородской области на предмет выявления проблем экологического характера, приоритетных для региона.
  Время проведения анкетирования - май-июль 2001 года.
  Районы - Старорусский, Окуловский, Валдайский, Боровичский, Парфинский и город Великий Новгород.
  Количество анкет - 174.
  Респонденты - учителя, работники культуры, экоактивисты, школьники старших классов.
  Возраст - от 16 до 60 лет.
  Предполагалось выявить приоритетную экологическую проблему для конкретного района и для области в целом.
  В районах, где проводилось анкетирование, на первое место респонденты поставили проблему замусоривания населённых пунктов.
  38,7% опрошенного населения Боровичей и
  85% населения в Новгороде готовы сортировать мусор.
  


seu-info@ecoline.ru