Друзья, прекрасен наш Союз... 01 (январь 2000)
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом В номере:

От редакции

К дискуссии о стратегии действий СоЭС

Страна прокуроров: начало конца?

Обращение мСоЭС в связи с событиями в чеченской республике Ичкерия

«Экоюрис - SEN-экоток»

Химическая захоронка в Ржанице

Заявление общественных организаций России в связи со второй годовщиной ратификации конвенции о химическом оружии

Разработан план реализации программы «Экопоселения XXI века»

Возвращение «Экостан Ньюс»

Молодежь Таджикистана не знает компромиссов

Всевеликое войско донское на страже природы

Экоклуб «Тапан» - один из лидеров общественного движения Армении

Уникальная образовательная конференция в Калининграде

20 лет клубу «Энергия 2050»


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Ольга Берлова, Нина Забелина, Виктория Колесникова, Анна Кочинева, Михаил Трушкин
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@glasnet.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

К конференции СоЭС
К дискуссии о Стратегии действий Соэс в 21 веке

На кого работаем

Прежде чем говорить о Стратегии СоЭС, необходимо определить, чьи, в первую очередь, интересы защищает или представляет, точнее – хочет или пытается защищать и представлять Социально-экологический союз, о ком и о чем он заботится. С нашей точки зрения, в фокусе внимания Социально-экологического союза - судьба населения, судьба жителей планеты, большинство которых остается бедными и лишенными права на достойную жизнь*.

Заботу о судьбах отдельных государств, национальных, религиозных и иных общностей мы оставляем другим объединениям, с которыми – в случае совпадения позиций - готовы активно и продуктивно сотрудничать.

Поэтому Стратегию действий СоЭС мы рассматриваем как стратегию действий в целях повышения качества жизни большинства населяющих Землю людей и их потомков.

В чем суть проблемы

События 20 века ясно демонстрируют, что наблюдаемый глубочайший кризис в отношениях человечества с биосферой и людей между собой порожден не ошибками или злым умыслом отдельных правителей, а фундаментальными механизмами функционирования глобальной социально-экономической системы.

Разрушение природной и культурной среды жизни людей со все нарастающей скоростью происходило и происходит во всех без исключения странах, при всех известных политических режимах, несмотря на вроде бы всеобщую заинтересованность в обеспечении достойного будущего следующих поколений, несмотря на беспрецедентные усилия глобального общественного движения в защиту природы и окружающей природной среды. И уже достигло невыносимых масштабов.

Несмотря на это, все правительства и преобладающее большинство общественных объединений пытаются сохранить существующее положение вещей, лишь «позеленив» или модернизировав его, что и нашло отражение в термине «устойчивое развитие».

К сожалению, это тупиковый путь, и необходимо честно признать, что сложившаяся ситуация в принципе не имеет решений в системе мира, называющей себя «цивилизованной». А сама система не имеет внутренних ресурсов для реформирования (точно так же как их не имела советская система во главе с КПСС).

Преодоление кризиса возможно лишь в результате рождения новой цивилизации, такой, где сегодняшние проблемы, угрожающие существованию человечества, решались бы естественным путем, а не в результате борьбы - как показывает опыт, практически безрезультатной - жителей планеты с властью и бизнесом, а также друг с другом.

Вдумайтесь: что когда мы боремся с конкретными проектами строительства новых ГЭС и АЭС, а также прочих мега-источников энергии, не ставя во главу угла вопрос о кардинальном сокращении потребления энергии, наша борьба напоминает борьбу за право выбора казни - через повешение, от пули или в газовой камере. Поскольку каждый из упомянутых способов производства электричества является сильнейшим загрязнителем среды, поскольку каждый из этих проектов угрожает здоровью и жизни тысяч и миллионов людей нынешнего и будущих поколений, поскольку произведенное любым способом электричество быстро превращается в тепло, внося свой вклад в глобальное изменение климата, а известные возобновимые источники энергии не способны удовлетворить потребности промышленности. До тех пор, пока человечество будет нуждаться в сегодняшнем и даже многократно большем количестве киловатт-часов, их будут правдами и неправдами добывать, либо будет множиться и так громадное число обездоленных, т.е. лишенных причитающейся доли глобального или национального богатства.

В принципе, точно так же обстоит дело во всех областях, где мы выступаем с требованиями чего-то не делать или делать более экологичными способами.



Все новые цивилизации рождались вследствие освоения ранее неизвестных или неиспользуемых ресурсов. Например, наша родилась на основе открытия сельского хозяйства как замены охоте и собирательству, а потом преобразилась в результате открытия ископаемых энергоносителей - угля, нефти и газа.

Нынешняя глобальная цивилизация в качестве ресурсов использует природу и людей, а в качестве богатства (т.е.главной ценности, капитала, подлежащего накоплению и присвоению) рассматривает деньги, власть и средства производства. Другими словами, миром правят финансовый, промышленный и политический капитал, накопление которых, а также концентрация в руках ничтожно малой части человечества, вышло за пределы, в которых это безопасно для существования человечества, а биосфера и большая часть человечества безжалостно и расточительно используются в интересах накопления финансового, промышленного и политического капиталов. И до тех пор, пока эти отношения сохраняются, всей мощью общественного движения можно лишь слегка замедлить деградацию Природы и Человека. Новая цивилизация, уже рождающаяся в муках, переворачивает эти отношения. В новой цивилизации природа и люди, во всем их разнообразии, становятся тем, что подлежит сохранению и приумножению, т.е. капиталом, тогда как деньги, власть и средства производства становятся ресурсами, используемыми в интересах расширенного воспроизводства природного и человеческого капиталов.

Но ничто не дается бесплатно. И даже самая гуманная трансформация цивилизации может сопровождаться неисчислимыми жертвами. При переходе от охоты и собирательства к сельскому хозяйству человечество сократилось в 10 раз, чтобы потом быстро наверстать и многократно превзойти. Но все-таки - сократилось!!! Но они еще не могли понять, что с ними происходило, а когда поняли - то описали нам в назидание, например, в Откровении Иоанна Богослова, т.е. в Апокалипсисе.

Мы вроде бы понимаем, что происходит. Значит, главное - успеть. Успеть сделать шаги, смягчающие переход от одной цивилизации к другой. Чтобы не потерять столько же или даже многократно больше.

Что делать

«Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». 15 лет жизни с кризисом на территории бывшего СССР, где имеет счастье пребывать большая часть членов СоЭС, на практике доказала, что благосостояние населения и охрана природы - последнее, о чем задумываются власти. Внешне парадоксально, что и в неизмеримо более богатых странах первыми бюджетными статьями, подпадающими под сокращение при любом намеке на кризис, также оказываются образование, здравоохранение, охрана окружающей среды. Общим местом стало сопоставление цен глобального решения разного рода социальных и экологических проблем с ценами на один военный самолет, одну подводную лодку, одну ракету или один авианосец. Однако проблемы остаются нерешенными, а новые самолеты и авианосцы все строятся и строятся во всех странах и при любой партийной принадлежности руководителей - от самых «зеленых» до самых «коричневых».

Это и есть следствие того, что для любой власти и люди, и природа - не более чем ресурсы. И мы будем ими оставаться до тех пор, пока будем согласны быть ресурсом, массами, пока не перевернем давящую нас пирамиду отношений.

Социально-экологический союз - принципиально, по замыслу и устройству своему не-пирамидальная, сетевая структура. Социально-экологический союз уже по самому своему названию и есть то объединение, в фокусе внимания которого находятся люди и природа.

Поэтому, прежде всего, Стратегия развития СоЭС должна предусматривать его превращение из более или менее замкнутого общественного объединения в союз, либо центр притяжения всех тех людей и созданных ими структур и объединений, которые объективно (осознанно или неосознанно) работают на сохранение, воспроизводство и приумножение природного и человеческого капитала вне зависимости от их юридического статуса. Прецеденты вхождения в СоЭС объединений «нетрадиционноного» статуса уже есть - членами СоЭС состоят Каслинская библиотека и ЗАО «Экодом», Кирово-Чепецкий городской комитет охраны окружающей среды и Всевеликое Войско Донское, Институт экологии природных систем Академии наук Татарстана. Но пока это исключения, которые хотелось бы «превратить» в правила.

Кто мы и кто с нами

Уже сегодня глубоко «под схваткой» политиков и олигархов всех стран и народов существуют и развиваются элементы, т.е. кирпичи и камни будущей цивилизации, к которым относится все то, что работает на сохранение и приумножение человеческого и природного капитала.

Хранители

Самая древняя структура - Школа, но не вся (поскольку в большинстве случаев школы, включая высшую, производят именно трудовые ресурсы требуемого ассортимента), а та, где на первом месте стоит «содействие становлению личности учащихся, чтобы будущее поколение сумело решать сложные, в том числе социально-экологические, задачи» (Вадим Калинин).

Несколько более молодая - библиотеки и музеи, творческие мастерские и все иные «учреждения культуры», осуществляющие сохранение и расширенное воспроизводство культурного наследия человечества, но опять же не все (слишком многие - не более чем склады, а иногда и тюрьмы), а имеющие политику активного развивающего взаимодействия с жаждущими.

Совсем молодая - система особо охраняемых территорий, т.е. мест, где человек сознательно ограничивает себя в своей деятельности во имя проявления творческих сил дикой природы.

Самая юная - система государственных органов охраны окружающей человека природной среды от самого человека (там и в той мере, в которой это является служением, а не службой или хуже того).

Список - не закрытый и может быть расширен. В нашем кризисном обществе вокруг каждой из этих как бы все еще государственных или полу-государственных структур формируются сообщества добровольных помощников, принимающих активное участие в их выживании и развитии. И каждый из этих помощников есть соучастник их функционирования.

Первопроходцы

Изобретатели и мечтатели, конструкторы невиданных машин и небывалых социальных проектов, чудаки и «жирафы», вечно высовывающиеся, вечно куда-то не туда прущиеся со своими предложениями и вечно получающие от общества по шее или по голове (еще Христос 1970 лет тому назад сказал, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем»), - творцы, составляют золотой запас будущей цивилизации, до сих пор не востребованный другими ее элементами. Государство и бизнес выбирают из них лишь то меньшинство, которое способны понять своим скудным умишкой.

Вот кого должна была бы приютить и обиходить рождающаяся цивилизация в первую очередь. В первую, потому что житейски эти первопроходцы, как правило, беспомощнее младенцев.

Строители

Все те, кто научился или осознанно учится достойно жить, не опираясь на государство, внутренне независимо как от государства, так и от внешних обстоятельств, таких, например, как наличие денег, электричества или воды в водопроводе, а в первую очередь, не для государства, а для людей - и есть вольные или (чаще) невольные строители новой цивилизации. И их - миллионы. Просто они не ведают, что творят новую цивилизацию.

На уровне личности это те, кто вкладывает душу в дела, удовлетворяющие основные потребности членов общества, те, кто кормит и одевает, учит и лечит, строит и чинит, не ожидая подсказки или указки сверху.

На уровне семьи это те, кто - используя багаж знаний ХХ века - научился «легко и просто», т.е. не замыкаясь на выживании, обеспечивать себя продуктами питания с «приусадебного участка» или «фермерского хозяйства» так, чтобы оставалось время для отдыха и культурного развития.

На уровне сообществ это те, кто научился добровольно объединять свои ресурсы, чтобы сделать нечто, невыполнимое в одиночку, в том числе для выполнения обще-значимых работ, для продвижения на рынок продуктов своего труда, для реализации своих интересов и т.п.: комитеты самоуправления, общины народов Севера, народные предприятия, кооперативы, всевозможные общественные объединения (не путать с некоммерческими организациями, которые сюда не относятся), творческие и профессиональные союзы, ассоциации мелких и средних производителей и т.д. Общим для всех трех «групп» является тот прискорбно-парадоксальный факт, что с точки зрения сегодняшнего и всех прошлых обществ все участники вышеперечисленных структур - неудачники, парии, маргиналы и тому подобный ряд определений. Учитель средней школы, врач районной больницы, пекарь и сапожник, работник госкомприроды или санэпидемстанции ... - да на них молиться надо! Но в большинстве государств «героями», «элитой» и «примерами успеха» называют кого угодно, только не тех, на ком собственно эти государства и держатся.

Общим для всех трех «групп» является и тот факт, что и они сами не осознают своей основополагающей роли, своего фундаментального значения для жизни и развития общества.

Новая цивилизация, очевидно, должна начаться с того, что истинной элитой, а значит истинной силой общества, а не чьими-то подданными, осознают себя те, чьим трудом это самое общество создается и поддерживается. Осознают и станут. Идея не нова и провозглашалась не единожды, но - судя по всему - ее реализация оказывается возможной только на сегодняшнем пост-индустриальном технологическом базисе.

30-летний опыт поступательного развития Движения Дружин и Социально-экологического союза как сообщества людей и организаций, связанных информационными (а не денежными или материальными) потоками должен стать примером и катализатором процессов самоорганизации многократно больших масс людей.

И наша миссия на этом направлении - донести этот опыт до них, как минимум в качестве успешного примера, для чего необходимо будет активно выйти за круг привычного общения и освоить множество новых, еще непривычных технологий.

По крайней мере на ближайшие лет пять, главным должно стать «просвещение» в смысле, с одной стороны, объяснения истинного положения вещей всем приличным людям, а с другой - объединение людей из перечисленных категорий в систему (не обязательно в организацию, но почему бы не в СоЭС) взаимоподдержки и взаимопомощи.

На самом деле это - не просто. Во-первых, мы и сами еще не до конца понимаем, сколь жизнеспособную и быстро развивающуюся систему мы создали. Не понимаем, как много при весьма скромных ресурсах она уже дала каждому участнику и всему общественному движению. Не понимаем, что эта система может, а что она не может в принципе. И, не понимая, зачастую мешаем ей развиваться.

Во-вторых, еще слишком высоки барьеры взаимных предубеждений, подозрений и даже обыкновенного непонимания между перечисленными группами и внутри них. Но если их, барьеры, разрушить-преодолеть - окажется, что НАС - не ничтожное меньшинство, как сейчас, когда «зеленых» среди населения - один на 10 тысяч, а весьма ощутимая сила.

Но только с такой силой можно эффективно решать другие стратегические задачи СоЭС, речь о которых пойдет в следующих номерах.


* - Термин «достойная жизнь» будет часто использоваться в нашем тексте. С нашей точки зрения дать ему определение практически невозможно: каждый понимает под этим что-то свое, и имеет полное право именно так это понимать. Очевидно, что жизнь достойная должна быть максимально безопасной, очевидно, что, живя достойно, человек не должен быть, вынужден терпеть унижения ради куска хлеба или самой возможности жить, очевидно, что достойная жизнь невозможна вне богатой природной и культурной среды. А вот далее - очень индивидуально: кому-то душно без волюшки и бескрайнего простора, а кому-то страшно без общины, и так далее.

seu-info@ecoline.ru