Друзья, прекрасен наш Союз... 04 (апрель 2000)
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом В номере:

Полная победа в верховном суде

Самые престижные экологические премии получили члены мСоЭС

Время действовать

Интернет и экология

5 лет образовательному курсу

Киров: попытка экологического бандитизма армии

Жители Воткинска против

Новая угроза общей природе... опять Таджикистан

Кто виноват в развале экономики Карелии

Опять «Самарская Лука»

10 лет Ассоциации Зеленых Карелии

Заявление против ввоза ядерных отходов в Россию

Ядерному взрыву - нет!


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Ольга Берлова, Нина Забелина, Ирина Земцова, Виктория Колесникова, Анна Кочинева, Михаил Трушкин
Фотографии и рисунки:
Ольга Берлова, Виктория Колесникова;
наших организаций:
объединение “Беллуна”,
культурный центр “Дупло” Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@glasnet.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

к конференции СоЭС

Интернет и экология

  Идея этого текста возникла в ходе чтения книги Света Забелина “Время искать, и время терять” и укрепилась по прочтении его тезисов, обращенных к будущему съезду СоЭС. В рамках этих тезисов он перечисляет разные категории людей, которые, по его мнению, являются сторонниками и проводниками идей Социально-экологического союза. При этом все они обозначаются как маргиналы и, соответственно, для торжества их идей приходится переворачивать всю общественную пирамиду. Это может быть верно или не верно, но уж оптимизма-то никак не вызывает. Если в основном потоке общественного развития нет сил, которые прямо или косвенно поддержали бы экологические идеи, значит и идеи, и их проводники в ближайшее время не имеют никаких шансов. Это добавляет движению героизма, но, повторяю, уменьшает оптимизм.
  Мне кажется, что к различным категориям сторонников или попутчиков экологического движения сегодня может быть добавлена изрядная часть Интернет-сообщества, и это сильно изменит общую картину и шансы на успех. Совершенно не важно при этом, что говорят и даже, что думают проводники Интернет-культуры. Они могут ловить народ на поиски финансирования, на получение бесплатной информации, на возможность заявить всему миру о себе и своих невзгодах или доблестях, на возможность поиграть в игрушки или полазать по порносайтам. Все это ловушки. Реально люди меняют способы перемещения, способы размышления и способы взаимодействия.
  Пользоваться электронной связью экологично. Все коммуникаторы в значительно степени способствуют решению экологических задач. Во-первых, потому что они объективно позволяют людям меньше перемещаться при помощи машин и самолетов. Статистика показывает, что с развитием электронных сетей темпы роста автомобилестроения падают. Во-вторых, электронные документы позволяют сократить использование бумаги. Не пользоваться бумагой, и все тут. Это воспринимается с трудом, но тот, кто это делает, поступает экологично и по спектру зелен. В этом плане РОЛЛ-1, именовавший себя экологическим и одновременно требовавший горы печатной продукции, для меня был окрашен в коричневое. Но ситуация меняется. У меня перед глазами пример собственной дочери в третьем классе. Когда учительница задает им реферат по истории, она просто находит нужный раздел CD, компилирует картинки и тексты в одном документе, затем пересылает документ на работу маме с указанием “РАСПЕЧАТАТЬ”. И таких учеников в классе несколько. В последнее время, когда и в школе появился принтер, мы видим, что и учительницы доросли до этой технологии и тоже находят в сети интересную информацию и печатают ее для учеников. Теперь нам всем осталось только перестать морочить друг другу головы и остановить печатный станок.
  Как я уже писал в локальной сети “Дронта” - “Один мальчик нашел на берегу моря электронное письмо. Там было написано “распечатай в 6-ти экземплярах и передай другим людям”. Мальчик этого не сделал, а просто стер это письмо и пошел спать. И было ему с этого счастье”. И вам будет счастье, если вы перестанете тратить бумагу и начнете пользоваться только электронными носителями.
  В-третьих, с развитием электронных коммуникаций отпадает необходимость в таком дорогом атрибуте многих социальных институтов как здание, помещение. Родительские собрания, научные конференции, производственные совещания - все они для мира телекоммуникаций носят исключительно ритуальный характер, являясь по своей сути “чайной церемонией”. Эти ритуальные события происходят в силу нашей привычки. В силу той же привычки мы называем их реальными или более естественными событиями, чем те события, которые опосредованы сетями компьютерных коммуникаций.
  Скорее всего, для поколения сегодняшних первоклассников это разделение покажется странным. Тут у меня тоже до боли родной пример - волею судеб я своей лабораторией в Переславле в течение последнего года руковожу исключительно виртуально из Нижнего Новгорода. У всех сотрудников компьютеры дома. И в сети они практически все время. Может они думают, что это им так удобно, но мы-то понимаем, что таким образом мы их (сотрудников) используем более эффективно. И уж когда собираемся, то уж точно не для обсуждения производственных вопросов. И уж так совпало, что дела в режиме такой виртуальной лаборатории пошли лучше.
  Я позволю себе здесь достаточно длинную вырезку из Норберта Винера (Кибернетика и общество) - «очень многие бедственные последствия промышленной революции были обусловлены не столько отсутствием моральной чуткости, а известными чертами первых средств индустриализации. Эти детерминанты заключаются в самой природе первых источников паровой энергии. Использование первых паровых машин было более экономично в широком, чем в небольшом масштабе... поэтому выгодно было собрать эти машины на фабриках, где много станков приводятся в действие одной паровой машиной...все дурные социальные последствия скопления населения в городах и обезлюдивания деревень связаны с машинной фабрикой. Если бы с самого начала имелся двигатель незначительной мощности, и если бы этот двигатель мог увеличить производительность для работавшего на дому рабочего, то весьма вероятно, что в надомных отраслях промышленности можно было бы добиться организации и дисциплины». Большие скопления народа не экологичны. Работать дома гораздо более экологично, и современные коммуникации позволяют нам это делать.
  В-четвертых, телекоммуникационные сети создали совершенно особую ситуацию, когда, с одной стороны, все человечество объединилось, а, с другой стороны, между поколениями и профессиями возник и постоянно растет разрыв, который еще лет сорок назад заметила Маргарет Мид в работе “Культура и преемственность”. Во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Здесь опыт, который я получаю от работы с преподавателями в различных городах, приводит к совершенно мрачным выводам. Знаете, зачем все эти фонды дают денег школьным учителям, экологическим неправительственным и правительственным организациям на развитие сетевых ресурсов? Думаете американцам нужны Ваши сетевые ресурсы? Может быть. А может быть они пытаются сгладить края той пропасти, которая разделяет поколения объединенные и не объединенные коммуникационной сетью? Если последнее предположение верно, то эти деньги тратятся на нашу социальную адаптацию к новому миру.
  Мы все должны научиться работать в составе планетарных коллективов, куда входят специалисты различного возраста, различной национальности и различных профессиональных знаний. И эта проблема осознается и учеными (см. тексты Турчина и Забелина в библиотеке Виртуальной Пустыни), и ведущими корпорациями. На что тратятся крупные деньги в наиболее престижных образовательных конкурсах ThinkQuest и Virtual Classroom? На то, чтобы научить детей и преподавателей работать вместе, преодолевая языковые, культурные и технические барьеры. И этот опыт преодоления различий гораздо важнее, чем приемы создания гипертекстовых документов.
  Конечно, нет никакого “зеленого” Интернета специально для экологов, или Интернета для физиков или химиков. Само понятие Всемирной и Всеобщей сети не позволяет строить барьеров внутри. Но есть привычные для профессии и для отдельного человека способы размышления. И эти способы как уже прорытые каналы. Если удается пустить информацию по этим каналам, то она доходит до человека значительно быстрее и воспринимается легче. Поэтому рассказывать экологам про Интернет, наверное, легче чем физикам и химикам, так как мы остаемся в рамках примеров, связанных с миром животных и растений. Основательность таких примеров подчеркивал Леви-Стросс в заключении “Структурализма и экологии”: “Структурализм учит нас больше любить и почитать природу и населяющих ее живых существ, понимая, что растения и животные, как бы скромны они ни были, не только доставляли людям средства к существованию, но с самого начала были источником их самых сильных эстетических чувств, а в интеллектуальном и моральном плане - источником первых и последующих глубоких размышлений”.
  Судя по эпиграфам к главам в книге “Время искать, и время терять”, дальнейший текст должен порадовать лидеров СоЭС. Это такой специальный бонус на тему силы слова, подкрепленного примерами из мира животных. Посмотрите на Иова. Вот он сидит, ввергнутый Господом в пучину бесконечных страданий, проклиная самый день своего рожденья. Его друзья стараются утешить и образумить и развеять его сомнения словами. Но все их слова для него - пустое.
  “Я стал другом шакалам и братом страусам” (31:29).
  И тогда Господь обращается к Иову с простыми вопросами о животном мире: “Знаешь ли ты время, когда рождают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей?” (39:1).
  “Ты ли дал красивые перья павлину и перья и пух страусу?” (39:13).
  Все эти звери (и “все эти птицы”!) так поражают Иова, что он тут же сдается: “Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле” (42:29).
  Осталось только напомнить, что Библия является первым и непревзойденным примером гипертекста.
  Правильный вариант данного текста (со ссылочками) размещен в Виртуальной Пустыни 20 апреля 2000 г.
URL: http://www.uic.nnov.ru/pustyn/

Дополнительная информация:
Евгений Патаракин
603000,Россия, г. Нижний Новгород а/я 631
dront@dront.ru

seu-info@ecoline.ru