Друзья, прекрасен наш Союз... 04 (апрель 2000)
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом В номере:

Полная победа в верховном суде

Самые престижные экологические премии получили члены мСоЭС

Время действовать

Интернет и экология

5 лет образовательному курсу

Киров: попытка экологического бандитизма армии

Жители Воткинска против

Новая угроза общей природе... опять Таджикистан

Кто виноват в развале экономики Карелии

Опять «Самарская Лука»

10 лет Ассоциации Зеленых Карелии

Заявление против ввоза ядерных отходов в Россию

Ядерному взрыву - нет!


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Ольга Берлова, Нина Забелина, Ирина Земцова, Виктория Колесникова, Анна Кочинева, Михаил Трушкин
Фотографии и рисунки:
Ольга Берлова, Виктория Колесникова;
наших организаций:
объединение “Беллуна”,
культурный центр “Дупло” Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@glasnet.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

инициативы

5 лет образовательному курсу «основы экологических знаний для журналистов» - уникальной инициативе МСоЭС

  Средства массовой информации являются сегодня основным источником экологической информации для большинства граждан, именно от журналиста зависит, узнают ли люди о существующей проблеме, как они к ней отнесутся, вызовет ли эта проблема панику в обществе или, напротив, решительные действия по защите своих прав на благоприятную окружающую среду. Можно утверждать также, что экологическая журналистика – один из инструментов в решении экологических проблем. И это накладывает определенную ответственность на журналистов. Особенно важно, чтобы журналист сам разбирался в существе проблемы, о которой он рассказывает. Неаккуратность в обращении с фактами, излишнее стремление к сенсационности в подаче материала могут не только запутать читателя, вызвать панику, но и дадут повод чиновникам, ответственным за решение экологических проблем, лишний раз подчеркнуть безграмотность журналистов и общественности и игнорировать мнение людей при принятии экологически значимых решений.
  С другой стороны, грамотное и корректное освещение существующих проблем может повлиять на ее положительное решение. Ведь зачастую именно публикации в газетах являются руководством к действию граждан. Любые решения, как чиновники разных уровней, так и обыватели, принимают на основе имеющейся у них информации. Материал, грамотно освещающий проблему, поможет и ”простым людям”, живущим рядом с вами. Пусть каждый из них принимает решения только за себя. В конечном счете, их решения важны не меньше, чем постановления Правительства и Государственной Думы.
  Сегодня экологические знания в обязательном порядке даются почти во всех вузах России. На факультете журналистики МГУ основы экологии в течение пяти лет преподаются по инициативе СоЭС.
  Наша образовательная программа для журналистов имеет два уровня: регулярные лекции и семинары для начинающих журналистов и студентов; семинары и постоянные консультации для профессионалов, имеющих опыт работы в экологической журналистике.
  Обязательные для посещения лекции рассчитаны на студентов второго курса дневного отделения и идут в течение одного семестра.
  В программу курса помимо лекций об экологических проблемах (функционирование экосистем и проблема сохранения биоразнообразия, изменение климата и разрушение озонового слоя, экология города, традиционные и альтернативные источники энергии и т. д.), включены лекции по основам экологического законодательства, правовым аспектам доступа к экологической информации. С одной стороны, мы стараемся подавать журналистам экологические знания как систему, чтобы показать реальные взаимосвязи в окружающей среде, место человека в окружающей среде. С другой стороны, пытаемся подавать максимально приближенную к работе журналиста информацию - наиболее актуальные проблемы в каждой области, пути и способы их решения. Лекции читают эксперты из различных научных и неправительственных экологических организаций, специалисты в своей области (большинство из них - эксперты МСоЭС): Святослав Забелин, Вадим Мокиевский, Ирина Усачева, Владимир Захаров, Лидия Попова, Владимир Сливяк, Сергей Юфит, Вера Мищенко и другие. Куратор курса - Анна Кочинева, сотрудник ЦКИ МСоЭС.
  Семинарские занятия в рамках курса «Проблематика периодической печати» на третьем курсе включают обсуждение вопросов получения и интерпретации экологической информации, различных подходов к освещению проблем экологии, психологических аспектов восприятия экологической информации. Некоторые занятия посвящаются наиболее актуальным экологическим проблемам, обсуждаемым в СМИ.
  В помощь студентам в 1995 году выпущено пособие «Основы экологических знаний для журналистов». В 2000 году готовится к выходу второе издание. Оно включает в себя все темы лекций курса.

  Программа курса «Основы экологических знаний»
I. Введение
  История взаимодействия общества и природы
  Механизм функционирования экосистемы, место человека в экосистеме, «зеленые проблемы»
  Функционирование экосистем и проблема сохранения биоразнообразия
  Функционирование экосистем и проблема сельского хозяйства
II. Глобальные экологические проблемы
  Изменение климата и разрушение озонового слоя
  Проблемы потребления
  Исчезновение лесов, опустынивание
III. Городские и промышленные проблемы, проблемы ВПК
  Проблемы городского хозяйства:
  - утилизация твердых бытовых отходов
  Промышленные загрязнения:
  - влияние на экосистему и здоровье человека
  - источники и технологии уменьшения
  Проблемы топлива и энергетики; традиционные и альтернативные источники
  Проблемы ядерного комплекса:
  - влияние излучения на здоровье
  - ядерный топливный цикл
  - ядерные аварии
  Химическая промышленность и ее влияние на окружающую среду
  Производство, использование и уничтожение химического оружия
IV. Что с этим делать?
  История зеленого движения
  Государственная система регулирования:
  - экологическое законодательство; право на информацию.
  - административная система управления охраной окружающей среды
  Экологическое планирование
  Методы экономического регулирования
  Участие общественности в принятии экологических решений:
  - доступ к информации
  - общественная экологическая экспертиза
V. Концепция устойчивого развития

  История курса “Основы экологических знаний для журналистов”
  Март – май 1995 г.
  Пилотный проект – факультативный курс лекций и семинаров на факультете журналистики для студентов 2, 3, 4 курсов; годичная практика 5 студентов в ЦКИ СоЭС; тренинг по экологической журналистике в США для трех наиболее активно работавших студентов.
  В результате администрация факультета журналистики предложила пресс–службе ЦКИ СоЭС организовать чтение обязательного курса лекций по основам экологических знаний для студентов 2 курса. Двое из проходивших практику студентов пилотного проекта приняты на работу в ЦКИ СоЭС.
  Сентябрь–декабрь 1995 г.
  Цикл лекций “Основы экологических знаний для журналистов” прочитан для студентов 2 курса. В результате в СМИ опубликовано более 30 экологических материалов, подготовленных студентами–слушателями обязательного лекционного курса; 100 из 170 слушателей были готовы работать с экологической тематикой.
  Февраль-май1996 г.
  Прочитан спецкурс “Экологическая журналистика” для студентов 3 курса. Спецкурс был открыт для всех желающих и, кроме студентов 3 курса, его посещали студенты из Японии, пишущие диплом по экологической журналистике, студенты географического факультета МГУ. В результате этот спецкурс был признан лучшим и наиболее посещаемым.
  1996–97 учебный год.
  Прочитан цикл лекций для студентов 2 курса, спецкурс для 3 курса.
  1997-1998 учебный год.
  Прочитан цикл лекций для студентов 2 курса, спецкурс для 3 курса. Курс получил грант Сороса, по которому также были проведены три семинара для работающих журналистов, издано пособие “Экологическая журналистика” в помощь учащимся спецкурса и работающим журналистам.
  Февраль - май 1999 г.
  Прочитан цикл лекций для студентов 2 курса, спецкурс для 3 курса. Несколько студентов прошли летнюю практику в ЦКИ СоЭС.
  Февраль - май 2000 г.
  Читается наш традиционный курс лекций «Основы экологических знаний», в который добавлены новые темы: проблемы перепотребления, экологическое домостроение. Цикл семинаров для 3 курса тоже претерпел некоторые изменения: сегодня он охватывает и правозащитную тематику. В этом году в работе со студентами участвовало более 10 членов МСоЭС из нескольких регионов России.

seu-info@ecoline.ru