Друзья, прекрасен наш Союз... №2 (17) 2001 г.
Вести СоЭС
   
Издается Международным Социально-экологическим Союзом


В номере:

Наша экологическая доктрина России. Результаты обсуждения во власти

Строить или нет Костромскую АЭС, решит Страсбургский суд

Премию Голдмана 2001 получили журналисты

Первый в мире город без трансгенов

«Зеленое» сельское хозяйство: Европа с нами солидарна

Война и природа

Итого «ядерных» месяцев. Отходные поправки: Дума свое отработала

Глас народа - глас вопиющего в интернете

«Вечерний звон - как много Дум схоронит он...»

Протесты продолжаются

Взломаны и разграблены офисы мурманского «Яблока» и экологической организации «Грин Клаб»

Книги в обмен на мусор

Волгоград: НА ЗЕЛЕНОЙ ОРБИТЕ

Марийский СоЭС: КАК МЫ ДЕЛАЛИ ДЕНЬ ЗЕМЛИ

ЭкоОбраз: ДЕНЬ ЗЕМЛИ В КАРАГАНДЕ

ОНИ БУДУТ ЖИТЬ! Собаки, мэр и «Дронт»

Чтобы охраняемые территории стали нужны людям

Судьба природного наследия в детских руках

Больше ученых в охрану природы!

Учимся создавать ООПТ

Дед Мороз скоро станет бомжем!

«Орхидея» в Апатитах

«Первоцвет» подводит итоги работы за пять лет

Комсомольский заповедник сообщает...

Каркас для нас

Днестровские плавни опять под ударом

Лыжники атакуют

Заповедные земли верховья реки Мзымта

Зеленые объединяются. Глобально

Австралийская дилемма: лес или щепки

Мировое наследие: Зачистка в старовозрастных лесах Австралии

Что такое старовозрастный лес?

Словарь новояза от австралийского МПР (DCNR)

У Корейских рек проблемы...

Особенности интернационального лесного хозяйства. Китай-Россия

Почему плачут карпаты

Трансгенные игры: защита и нападение

Грузия готовит почву для органического земледелия

Даешь Камчатку без трансгенов!

Угроза естественному разнообразию

Постановление про любовь

Как это делается в Нижнем...

Вторая Ла-Манча - Родина Дон Кихотов природы

Таджикистан: судьба заповедных земель

Памирский Национальный Парк: Как это было

Знакомьтесь - Байкальская Экологическая Волна

Новости с Байкала

Бурение Всемирного наследия отложено

Исеть попала в сеть

Опыт «Зиланта»

Путь карагандинского экоцентра

Что останется после нас?

Легенда исчезнувших народов

Будет ли у СоЭС программа по охране природы?!

Болгария ищет коллег

Откройте чудеса леса Лама в Бенине

Если орлу негде сесть, а углозубу - отложить икру.

Теперь с нами в СоЭС

Адреса организаций из этого номера


Другие номера:
2002
01
02

2001
01 (январь-март 2001)
02
03
04
2000
05 (май-июнь 2000)
04 (апрель 2000)
03 (март 2000)
02 (февраль 2000)
01 (январь 2000)

1999
11 (ноябрь 1999)
10 (октябрь 1999)
09 (сентябь 1999)
07-08 (июль-август 1999)
05-06 (май-июнь 1999)
04 (апрель 1999)
3,
2,
1,

Над номером работали:
Наталья Артемьева, Ольга Берлова, Нина Забелина, Виктория Колесникова, Дмитрий Кольцов,Анна Кочинева, Татьяна Саксина, Валерий Тихонов, Михаил Трушкин;
Фотографии предоставленны:
А. Бакка, О. Берлова, Н. Забелина, С. Забелин, В. Кантор, Д. Кольцов, И. Русев, М. Трушкин, С. Фомичев, У. Шульц-Дортмунд, О. Листопад, Е. Павлова, И. Русев, Ю.Скочилов, С. Титова, С. Шавлак, Кольский филиал ЦОДП, Комсомольский заповедник и Байкальская Экологическая Волна;
Рисунки:
О. Берлова и Славнова Екатерина, лауреат конкурса «Царевна-лягушка», г. Нижний Новгород
Главный редактор:
Святослав Забелин
Наш адрес:
121019
Москва а/я 211,
ЦКИ СоЭС
Тел/факс:
(095) 124-79-34
Электронная почта:
seupress@mtu-net.ru

Акция в поддержку Пасько



Гражданка

Что останется после нас?

  Несмотря на все бесконечные усилия «зеленых», потуги (слово употребляется исключительно в позитивном контексте), результат которых вот-вот должен привести к благоприятному явлению экологически-чистого мира на Земле, в России столько экологических проблем, что впору занимать круговую оборону.
  Конечно же, отрадно слышать, что Россия на экономическом подъеме, что вскоре все проблемы будут если не решены, то хотя бы частично разрешены за счет умело организованной экономической политики. Единственное, что не упоминается публично вместе с этим - цена за всю нашу благополучность. Кто платит на этот раз? Все та же природа... Она не задумывается, она просто жертвует...
  А можно ли без жертв? Можно ли по-другому? Наверное, дело все-таки в людях? Например, в губернаторах. Вот кемеровский губернатор Аман Тулеев с природой на короткой ноге: добыча невозобновляемых природных ресурсов - угля и талька - происходит за счет отторжения части территории природного заповедника «Кузнецкое Алатау».
  Губернаторы меняются с завидной периодичностью, но решения их отменяются редко....
  Стало быть, будем мириться с еще одной жертвой ради? Во благо?
  Об этом думает вслух студентка Юля Галеева, которой мы предоставляем слово на страницах нашего журнала.
  Кузнецкий Алатау - шорское название. В переводе на русский - «пестрые горы»: «ала» - пёстрый, «тау» - гора; нагорье, расположенное на востоке и северо-востоке Кемеровской области, протягивающееся с юго-востока на северо-запад более чем на 500 км. В состав Кузнецкого Алатау, кроме главного хребта, входят ряд кряжей и отрогов, одним из них является хребет Тегри-Тиши Поднебесные Зубья, о проблемах которого и пойдет речь.
  Район Поднебесных Зубьев с прилегающими к нему долинами без сомнения можно назвать жемчужиной Кузбасса. Это один из немногих районов кемеровской области, в котором ещё сохранилась первозданная природная красота. Каждая долина, прилегающая к хребту, уникальна по-своему. Одной из таких долин является Алгуйская. Располагается она всего в нескольких километрах от железнодорожной станции Лужба, но по своей уникальности ничем не уступает более удаленным долинам. Именно поэтому ее любят не только опытные туристы, но и просто желающие отдохнуть и насладиться красотой гор. Кроме того, Алгуйская долина является дорогой в сказочный и уникальный мир Поднебесных Зубьев.
  Чем же так знаменита эта долина? Во-первых, тем, что именно здесь располагаются те самые знаменитые тремолитовые перья, которые представляют собой живописные скальные выходы, и являются памятником природы хотя бы потому, что создавались они миллионы лет.
  Но, к великому сожалению, человечество зачастую своей целью ставит не сохранение природных богатств и красот, а возможность как можно выгоднее их продать. Ведь тремолиты используются во многих отраслях промышленности, вплоть до космической, и стоят они ой как дорого. Кроме того, это месторождение - одно из двух в России и одно из двухсот во всем мире. Запасы его составляют 15 млн.тонн и занимают площадь в несколько гектаров. Как следует из слов главного геолога группы, ведущей разработку на Алгуе, М.В. Шерстнева, тремолитовые руды, вследствие своей ценности, забираться будут полностью.
  Тремолиты обладают большой прочностью, а это означает - для того, чтобы их добыть, нужно произвести несколько взрывов по всей площади, на которой они залегают. А это, повторюсь, несколько гектаров. То есть вместо уникального природного памятника мы получим огромный кратер, абсолютно лишенный растительности и природного мира.
  Другая беда Алгуйской долины заключена в её богатстве тальком, который образуется при разрушении тремолитовых руд, запасы его оценены примерно в 11 млн. тонн. Это месторождение представляет собой огромную ценность ещё и потому, что тальк здесь высочайшего качества и залегает на глубине всего до 240 м. Эти залежи уже давно представляют интерес для промышленников. Попытка промышленных разработок была предпринята ещё в 70-х годах, но была остановлена стараниями туристов и экологов. Постепенно рана на месте вскрытия затянулась, появились молодые деревца и место разработок стало почти незаметным.
  Но летом 2000-го года снова заработала техника, нарушая гармонию и уют тех мест. Вновь начата добыча талька. А для того, чтобы была возможность его вывозить, - через тайгу была пробита почти двадцатикилометровая дорога на Балыксу. Правда, дорогой месиво из грязи и глины назвать весьма сложно. Уже сейчас туристы, пробираясь через Алгуйскую долину к Зубьям, вынуждены скакать через озера жидкой, намешанной карьерскими бульдозерами, глины, что жe будет дальше, когда добыча будет расширяться?
  Виновником всех этих бед является АО «Русотальк», который и занимается добычей талька. Кстати говоря, «Русотальк» грешит не только этим. До сих пор не выкопана барьерная канава, в результате чего вся глина и грязь с тальком попадают в речки Алгуй и Амзас, которые в свою очередь, впадают в Томь. Также не ведется борьба с образованием и выделением пыли, что может негативно отразиться на здоровье людей, работающих на руднике, и привести к запылению близлежащих территорий.
  Особо оговорюсь, что тальк и тремолиты - прекрасный природный изолятор и, выбрав их, вполне возможно включение мощной аккумуляторной батареи, что чревато изменением влияния Кузнецкого Алатау на Кузбасс далеко не в лучшую сторону. Ведь ни для кого не секрет, что вся область Кузнецкого Алатау с входящими в него Поднебесными Зубьями, богата магнитными аномалиями.
  Но самая большая опасность заключается, я думаю, в следующем. Дело в том, что Алгуйская долина входила в состав заповедника. Сейчас же, по какой-то причине, она была исключена из него. Хочу отметить, что весь район Поднебесных Зубьев, а не только Алгуй, богат полезными ископаемыми. Где гарантия того, что через год-два на следующей территории заповедника не начнется промышленная деятельность? Выходит, что статус заповедника ни о чем не говорит?
  В заключение, хотелось бы отметить, что если не предпринять активных действий сейчас, то всего лишь через насколько лет вместо уникального по красоте и видовому составу края, напоминающего сейчас сказку, мы увидим лишь изуродованные взрывами и бульдозерами ландшафты, больше напоминающие лунные.

  Галеева Юлия
  Студентка Новокузнецкого Государственного Педагогического института (НГПИ)

seu-info@ecoline.ru