Экосводка
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

N 36 (298)14.10.2003 Еженедельные экологические новости
пресс-служба
Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза В этом выпуске:
ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
Госатомнадзор: на сегодня строительство Южно-Уральской АЭС неэффективно
ООПТ:
Евросоюз разделяет опасения экологов по поводу Дунайского заповедника
НОВОСТИ:
Экологи и Би-Би-Си формируют новый взгляд на социальную рекламу в России
НОВОСТИ ЛЕСНОЙ КАМПАНИИ:
В Государственной Думе РФ рассматривается закон о поправках к Лесному кодексу
НЕФТЬ:
ЛУКойл-Калининградморнефть: опасные тайны за семью печатями
НЕФТЬ И ГАЗ:
Охотское море у опасной черты
ООПТ:
Туманный Альбион вместо заказника "Туманский"
Другие выпуски:
2005
36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2004
19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
2003
46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2002
45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2001
47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
2000
45 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1999
44 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01,
1998
79, 80, 81

Экосводка

ЭКОСВОДКА выпускается Пресс-службой Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вести СоЭС

АНТИАТОМ.РУ - информационно-аналитическое агентство

Гражданка

ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Госатомнадзор: на сегодня строительство Южно-Уральской АЭС неэффективно
   В первых числах октября на Производственном объединении "Маяк" в Озерске Челябинской области проходил рабочий визит начальника Госатомнадзора России Андрея Малышева. По вопросам, связанным с продлением лицензии на переработку ядерных отходов (т.е. ОЯТ), начальник высказывался весьма витиевато: "Специалисты ставят перед собой задачи по реализации тех программ, которые предписаны Госатомнадзором". Что бы это значило?
   Напомним, что в начале этого года ПО "Маяк" было лишено лицензии на переработку ОЯТ вследствие систематических нарушений законодательства - предприятие незаконно сбрасывает радиоактивные отходы в окружающую среду. Однако, на такой радикальный шаг был способен пойти лишь предыдущий начальник Госатомнадзора Юрий Вишневский, уволенный в середине года. От Малышева, пришедшего из Минатома, подобных шагов никто не ожидает.
   Наиболее неожиданным стало признание Малышевым экономической неэффективности Южно-Уральской АЭС. Однако начальник Госатомнадзора сделал любопытную оговорку, смысл которой заключается в том, что атомная станция может быть профинансирована из средств на экологические программы (имеется ввиду проблема Теченского каскада водоемов - гигантского хранилища радиоактивных отходов под открытым небом). Тогда это будет уже не атомная станция, а проект по решению Теченской проблемы, а следовательно и экономика тут перестанет играть решающую роль. Смысл решения Теченской проблемы по Минатому, а теперь, возможно, уже и Госатомнадзору, сводится к тому, что АЭС будет выпаривать радиоактивную воду. О том, что на Урале возникнет новый крайне опасный объект, а также о том, что вследствие выпаривания радиация никуда не исчезнет, а попадет в атмосферу, чиновники не думают или не хотят думать.
   Приводим отрывок из выступления Малышева на "Маяке", обнародованный агентством Урал-пресс-информ: "С 2006 года будет свободный рынок электроэнергии. Учитывая экономическую неэффективность ЮУАЭС в этом районе, она на этом рынке будет проигрывать, а значит, будет убыточной и, в результате, закроется. Но если атомная стация будет внесена в решение проблем Теченского каскада водоемов, значит, на уровне федеральных программ она должна будет инвестироваться. Тогда это будет нормальный проект. Но на сегодня строительство АЭС неэффективно. То есть над этим вопросом еще предстоит работать".

   Дополнительная информация:
"Экозащита!", e-mail: ecodefense@online.ru, http://www.antiatom.ru

ООПТ
Евросоюз разделяет опасения экологов по поводу Дунайского заповедника
   На днях МСоЭС получил ответ от имени Маргарет Волльстрем, Комиссара ЕС по вопросам окружающей среды на свое обращение о необходимости вмешательства ЕС в ситуацию вокруг Дунайского заповедника. "Можно гарантировать, что ЕС не будет финансово поддерживать планирование или строительство такого судоходного канала", - говорится в письме.
   Комиссар понимает, что строительство глубоководного судоходного канала через устье Быстрое Дунайской дельты повлияет на окружающую среду и нарушает политические обязательства Украины в рамках билатерального (двустороннего) биосферного резервата ЮНЕСКО.
   Охрана окружающей среды - одно из ключевых направлений политики Европейского Союза. Недавно была принята Рамочная Директива ЕС по воде, которая защищает водное пространство ЕС, устанавливая обязательства, обеспечивающее надлежащее качество вод, связанные с договором по сохранению их качества.
   Также ЕС поддерживает сотрудничество в рамках Международной Комиссии по охране Дуная (ICPDR), комиссия будет работать над этим вопросом.

  * * *
  Полтора года продолжаются попытки Министерства транспорта Украины соорудить судоходный ход "Дунай - Черное море" через устье Быстрое, в заповедной зоне Дунайского биосферного заповедника. Этот проект противоречит и национальному законодательству, и международным обязательством Украины. В случае его реализации Дунайский биосферный заповедник утратит свое значение.

   Дополнительная информация:
Кампания в защиту Дунайского заповедника - http://www.seu.ru/projects/dunay/

НОВОСТИ
Экологи и Би-Би-Си формируют новый взгляд на социальную рекламу в России
   "Зеленые минутки" в скором времени появятся на центральных телеканалах и в сети кинотеатров IMAX. Это серия одноминутных фильмов, в каждом из которых будет рассказана история людей, которые меняют наш мир к лучшему, история того, как простому человеку удается изменить экологическую и социальную ситуацию там, где он живет, работает или учится. Идея "минуток" - рассказом о таких успехах поддержать подобные начинания в других городах страны.
   Сегодня социальная реклама на центральном телевидении сводится к пропаганде презервативов и призывам сдавать деньги на благотворительные цели тем или иным фондам. Однако же настоящая социальная реклама должна менять настрой людей, заставлять задуматься и изменить что-то в своей жизни и в окружающем пространстве.
   Именно об этом думали инициаторы проекта - корпорация Би-Би-Си и агентство BioDat, когда создавали проект "Зеленые минутки".
   В течение года мастерами высокого уровня корпорации Би-Би-Си будет снято около 10 "минуток". На первом этапе проекта предстоит собрать как можно больше интересных экологических и социальных проектов и отобрать из них лучшие. Эту работу будут вести Международный Социально-экологический союз и агентство BioDat. Героем сюжета может стать любой человек или организация, которые считают, что их деятельность привела к реальным позитивным изменениям в жизни людей и в окружающей среде.
   Премьера и показ каждой "Зеленой минутки" планируется в кинотеатре IMAX и в мультиплексе "Киносфера". Одновременно с этим "минутки" будут показываться по одному из центральных телеканалов, а также в кинотеатрах столицы и других регионов. Далее на основе сюжетов-минуток корпорация BBC World TV планирует получасовые документальные фильмы, которые будут показаны в рамках сериала "Русский сезон" ("Russian Season") для 250-миллионной аудитории по всему миру. Предполагается, что эти фильмы будут создаваться в сотрудничестве с ОРТ и показаны также по российскому телевидению.
   Идея создания "зеленых минуток" принадлежит Ричарду Кейси, директору BFC Media Ltd. Этой компании принадлежит мультиплекс "Киносфера" и первый в России кинотеатр с большим экраном IMAX. Ричард Кейси также является исполнительным продюсером Би-Би-Си и одним из основателей, также председателем Телевизионного фонда по вопросам окружающей среды.
   Стать героем "Зеленых минуток" может любой человек или организация, который считает, что его проект (деятельность) способствовала решению конкретную социальную или экологическую проблему на локальном, региональном, или национальном уровне.
   О критериях отбора сюжетов, сроках предоставления информации, а также обо всех других деталях проекта "Зеленые минутки" вы сможете узнать в ближайшее время на сайте агентства BioDat www.biodat.ru.
НОВОСТИ ЛЕСНОЙ КАМПАНИИ 
В Государственной Думе РФ рассматривается закон о поправках к Лесному кодексу
   14 октября в Государственной Думе будет рассматриваться во втором чтении закон о поправках к Лесному кодексу. В нем предлагается леса первой группы оставить без правовой защиты - после этого их можно будет переводить в нелесные земли под дачное и другое строительство без всяких оснований.
   За последние полтора десятилетия леса густонаселенных регионов России (в частности, вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, в Краснодарском крае, вокруг озера Байкал, по берегам рек и водохранилищ) оказались поражены "раковой опухолью" коттеджного строительства. Значительные площади лесов, несущих большую санитарную и рекреационную нагрузку, были изъяты из состава лесного фонда и застроены "престижными" поселками. Выступления общественности и некоторых государственных органов (Счетная палата, Мосводоканал), громкие судебные дела по отмене актов федерального и местного уровня привели к тому, что темп раздачи лесов снизился, однако продолжает оставаться высоким.
   Не последнюю роль в этом сыграло несовершенство законодательства, в котором оказалось немало лазеек для желающих присвоить общественные лесные земли.
   Но даже эти лазейки оказались слишком узки для коммерческих структур, специализирующихся на "элитной загородной недвижимости". Вне всякого сомнения, они пролоббировали внесение этого законопроекта с целью узаконить полукриминальный захват лесных земель, произведенный в последнее десятилетие, и проложить путь для дальнейшей скупки лесных участков.
   21 июня Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Г.В.Куликом. Этот законопроект:
  - упрощает процедуры отвода участков, занятых лесами первой группы (имеющими особое природоохранное значение), для коттеджного строительства и тому подобных целей.
  - устанавливает в качестве оснований изъятия земель лесного фонда "утрату средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов" и "прекращение нужд лесного хозяйства".
  - готовит почву для "изъятия земель государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, заповедных лесных участков" (этот пункт находится в таблице поправок, "рекомендованных к отклонению" во втором чтении профильным комитетом Госдумы, но это еще ничего не гарантирует).
   Аргументы авторов законопроекта о необходимости и полезности предлагаемых новшеств не выдерживают никакой критики. Из стенограммы заседаний Государственной Думы от 21 июня 2003 года:
   1. Депутат А.С.Беляков (председатель Комитета по природным ресурсам): "Но, понимаете, когда годами люди не могут решить вопрос, все равно он решается, если нет закона и нормальной схемы, он решается незаконно, незаконно! Он все равно решается, потому что нужно, например, прокладывать трассу для кабеля телефонного".
   Прокладывать телефонные кабели можно и по действующему законодательству.
   Действующая редакция Лесного кодекса предусматривает возможность и устанавливает порядок изъятия земель лесного фонда для различных нужд. В лесах первой группы изъятие (перевод в другую категорию земель) производится решением Правительства РФ, в лесах второй и третьей групп - решением органов власти субъектов РФ.
   В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса РФ "к лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий".
   Существуют определенные ограничения на изъятие земель, занятых лесами первой группы, связанные с их назначением. Они могут изыматься лишь для выполнения международных обязательств Российской Федерации и размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения объекта (то есть для прокладки линий связи, электропередачи, дорог, трубопроводов и т.д.). В год распоряжениями Правительства РФ для этих целей изымается из лесного фонда (и/или переводится в нелесные земли) в лесах первой группы несколько тысяч гектаров.
   Следовательно, вносимые поправки нужны только для того, чтобы разрешить перевод земель, занятых лесами первой группы, для других целей, например, того же коттеджного строительства.
   2. Депутат Г.В. Кулик: "Я очень убедительно вас прошу отбросить в сторону всякие политические взгляды, защитить ту землю, которая дает хлеб, мясо и молоко ...76 миллионов гектаров переведено из сельхозугодий в леса, верните и стройте там что хотите. Ни лезьте больше ни в пашню, ни в сельхозугодья! ..Я вот и предлагаю: то, что заросло и пропало, 76 миллионов гектаров, и отдайте для строительства культурных, спортивных, дачных - любых..."
   Во-первых, слухи о наступлении лесов сильно преувеличены. Из аналитической записки Счетной палаты "Эффективность использования лесных ресурсов Российской Федерации" (Бюллетень Счетной палаты РФ N 4 (52) (2002 г.). Электронная версия на http://www.ach.gov.ru/bulletins/2002/4-9.shtml): "За период с 1997 по 2000 год в РФ в соответствии с распоряжениями Правительства РФ в лесах I группы переведено 32,4 тыс. гектаров лесных земель в нелесные... По данным государственного учета лесного фонда на 1.01.2001 г., общая площадь земель лесного фонда по сравнению с данными на 1.01.2000 г. увеличилась на 0,4 млн. гектаров, покрытые лесной растительностью земли - на 0,1 млн. гектаров, однако запас насаждений уменьшился на 27 млн. куб. метров. Произошло ухудшение породного состава и возрастной структуры лесов. Площадь хвойных насаждений уменьшилась на 1 млн. гектаров, запас древесины в хвойных насаждениях уменьшился на 131 млн. куб. метров. Ухудшение качественных характеристик лесного фонда произошло в результате перевода лесных земель в нелесные и передачи их другим землепользователям, вырубки спелых насаждений, уничтожения леса пожарами и вредителями. Указанные факты свидетельствуют о неэффективном управлении в области охраны и воспроизводства лесных ресурсов, осуществляемом МПР России".
   Во-вторых, строят коттеджные поселки и развлекательные комплексы, как правило, не на зарастающих полях, а в наиболее ценных и живописных уголках леса, о чем свидетельствуют результаты другой проверки Счетной палаты РФ (отчет "О результатах проверки правильности взимания, поступления и использования платы за участки лесного фонда при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в Московском управлении лесами" (Бюллетень Счетной палаты РФ N 7 (31) (2000 г.) Электронная версия на http://www.ach.gov.ru/bulletins/2000/7-3.shtml): "Участки, изъятые из лесного фонда в Московской области, расположены преимущественно в лесопарковой части зеленой зоны, из них 81 процент представлен покрытой лесом площадью, часть из них относятся к 1 и 2 поясам зон санитарной охраны водоснабжения, имеют 1-2 классы эстетической ценности, высокую санитарно-гигиеническую оценку, в большинстве это участки леса с преобладанием сосны и ели. 46 процентов земель, подлежащих изъятию из лесного фонда Московского управления лесами, представлены землями лесного фонда Звенигородского и Наро-Фоминского пригородных лесхозов, а также Подольского районного управления лесами".
   Такие понятия, как "утрата средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов" и "прекращение нужд лесного хозяйства" в качестве оснований для изъятия земель лесного фонда могут трактоваться очень широко, что приведет к использованию этих предлогов для выведения земель из состава лесного фонда во всех случаях, когда это будет кому-то нужно.
   Кроме того, возможность перевода земель лесного фонда в другие категории земель в результате "утраты средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов" не будет стимулировать принятие мер по предотвращению негативных процессов природного и техногенного характера (пожаров, болезней леса, деградации почв и пр.), лесовосстановлению и оздоровлению лесов. В ряде случаев это может повлечь умышленные действия, направленные на уничтожение и повреждение лесов, со стороны лиц, заинтересованных в изменении категории земель, подобно тому, как сейчас производятся поджоги лесов с целью получить разрешение на "санитарную" рубку поврежденных угодий.
   "Прекращение нужд лесного хозяйства" также не должно служить самостоятельным основанием для перевода земель лесного фонда в иные категории, поскольку наряду с обеспечением ведения лесного хозяйства, лес выполняет множество других функций. Так, в соответствии с преамбулой Лесного кодекса РФ, "регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение".
   В день своего принятия законопроект был дважды отклонен депутатами. Через некоторое время сторонники законопроекта вынудили председательствующего поставить законопроект на голосование в третий раз, мотивируя это тем, что некоторых депутатов не было в зале на момент голосования, а теперь они пришли (что является нарушением требований Регламента Государственной Думы). В результате он был принят в первом чтении с перевесом в 1%.
   6 октября (перед вторым чтением) российские экологические организации - Гринпис, Международный социально-экологический союз, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Центр экологической политики России, Центр охраны дикой природы - направили всем депутатам Государственной Думы письмо с просьбой отклонить поправки. Утром 8 октября акцию перед Думой проводили партия "Яблоко" и "Хранители радуги".
   Во втором чтении ситуация повторилась - голосование фактически по одному вопросу производилось 8 раз и только в последний раз законопроекту удалось набрать требуемое большинство голосов. Но из-за явных ошибок и расхождения текстов законопроекта и поправок повторное голосование перенесли на 14 октября.
   Голосовали:
  Солидарно "за" - "Единство", "Отечество", "СПС", "ЛДПР", "Народный депутат" (кроме Юревича), "Регионы России" (кроме Сафиуллина, Грешневикова). Солидарно "против" - "Яблоко", "Агропромышленная группа" (кроме Семигина), " КПРФ" (кроме Корнеева, Шурчанова).
   Надо думать, что думские лоббисты не теряют времени зря и "обрабатывают" сомневающихся депутатов. Нельзя терять времени и нам!

   Лесной клуб российских НПО - www.forest.ru

НЕФТЬ 
ЛУКойл-Калининградморнефть: опасные тайны за семью печатями
   Министерство природных ресурсов осуществило комплексную проверку деятельности ООО "Лукойл-Калининградморнефть" и выявило ряд существенных нарушений, но доступ общественности к материалам проверки категорически закрыт.
   В начале июля 2003 г. комиссия Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу осуществила комплексную проверку деятельности ООО "Лукойл-Калининградморнефть."
   Результатом проверки стал многостраничный акт г 14-5/4668 от 11 июля 2003 г., подписанный Никиткиным Олегом Константиновичем, заместителем главного госинспектора Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу.
   Среди материалов проверки также "Предписание о приостановлении хозяйственной и иной деятельности" г 20-5/4671 и "Определение о возбуждении дела по административному правонарушению" г 20-5/4670. Заголовки документов достаточно красноречивы для того, чтобы имидж Лукойла, как компании, безупречной во взаимоотношениях с окружающей средой, был изрядно подпорчен.
   Каково же содержание документов? Для того, чтобы осознать уровень всего лишь части обнаруженных государственной комиссией нарушений, необходимо помнить, что согласно Нормам Радиационной Безопасности (Письмо Минздрава РФ от 16.03.2000 г 2510/2629-32 "О сроке введения в действие норм радиационной безопасности") водонефтяная смесь, извлекаемая на поверхность земли, от природы относится к жидким радиоактивным отходам, кроме того, на складах списанных труб и другого технологического оборудования промышленных площадок нефтяных месторождений происходит накопление твердых радиоактивных отходов.
   В частности, в ходе комплексной проверки деятельности ООО "Лукойл-Калининградморнефть" выявлено, что:
  - работы по обращению с твердыми и жидкими радиоактивными отходами проводятся без Лицензии Госатомнадзора на право их хранения и утилизации;
  - при выборочном радиационном обследовании территории и оборудования на объектах ООО "Лукойл-Калининградморнефть" обнаружены участки радиоактивного загрязнения, представляющие серьезную опасность для персонала промышленных площадок нефтяных месторождений;
  - не организован радиационный контроль степени загрязненности природными радионуклидами технологического оборудования и территории промышленных площадок;
  - проектная документация на площадку временного хранения загрязненного радиоактивными веществами технологического оборудования не прошла экологическую экспертизу.
   7 августа общественная организация "Экозащита!" письменно обратилась в Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу (телефон в Санкт-Петербурге 812-3518831) с просьбой предоставить копию заключения комиссии. Не получив ответа ни в течение положенных по закону 30 дней, ни спустя два месяца, "Экозащита!" повторила свой запрос 7 октября. Копия запроса направлена в Службу государственного контроля в сфере природопользования и экологической безопасности управления природных ресурсов по Калининградской области (телефон в Калининграде 0112-210943, руководитель Лепнухов В.А.), на которую возложен контроль за исполнением Акта комплексной проверки ООО "Лукойл-Калининградморнефть".
   В октябре комиссия Департамента появилась в Калининграде снова, для того, чтобы проверить, как выполняются выданные в июле предписания. Результатом работы комиссии стали еще два десятка грозных бумаг и - по слухам - уход генерального директора Лукойл-Калининградморнефть в отпуск за свой счет.
   "По всей видимости, уровень и характер экологических нарушений, допущенных ООО Лукойл-Калининградморнефть, достаточно серьезен, если из материалов рядовой проверки делается секрет, - комментирует сопредседатель группы "Экозащита!" и координатор кампании "Стоп Д6" Александра Королева. - Что приходится скрывать компании и Департаменту, если государственные чиновники готовы пойти на нарушения закона, лишь бы не дать общественности возможность ознакомиться с выводами вышеупомянутой комиссии?"
   Исчерпав мирные способы доступа к информации, группа "Экозащита!" оставляет за собой право обратиться в суд, а также обращается к корреспондентам региональных и российских СМИ с предложением реализовать права, имеющиеся у журналистов, чтобы снять с этой истории покров таинственности.

   Дополнительная информация:
"Экозащита!", Калининград, e-mail: ecodefense@ecodefense.ru

НЕФТЬ И ГАЗ 
Охотское море у опасной черты
   Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Лтд." начала активное комплексное освоение в Охотском море месторождений нефти и газа. Данная деятельность создает реальную угрозу исчезновения, уменьшения численности и нарушения среды обитания краснокнижных видов морских млекопитающих, среди которых особое место занимает серый кит охотско-корейской популяции, а также редкие виды ластоногих.
   Охотско-корейская популяция серого кита - особо охраняемый вид, занесенный в Красную Книгу России и Международного Союза Охраны Природы (МСОП). В настоящее время численность данной популяции не превышает 90 особей и находится на грани исчезновения. Территории акватории, подпадающие под освоение нефтянниками, являются кормовым районом данной популяции. Серые киты питаются исключительно донными организмами, обитающими только в данном районе Сахалинского шельфа. Именно поэтому сохранение его нормального, естественного природного состояния и отсутствие здесь любых беспокоящих факторов является гарантией сохранения серого кита.
   Северо-восток Сахалина, где начинается разработка месторождения, является местом нагула и размножения возобновляемых ресурсов лосося, сельди, камбалы, добыча которых является основным видом деятельности местного населения. Сохранение редких, краснокнижных видов млекопитающих, рыб и птиц, а также жизненно важных для людей рыбных ресурсов Охотского моря, места обитания которых охватываются разработкой нефтяных месторождений, представляет собой общественный интерес и затрагивает права ныне живущих и будущих поколений России на благоприятную среду обитания.
   Активное освоение месторождений нефти и газа в Охотском море нарушает природоохранное законодательство России. В связи с этим юристами правового центра "Родник" готовится исковое заявление о прекращении деятельности нефте- и газодобывающих компаний и в т.ч. компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Лтд.", создающей угрозу исчезновения, сокращения численности и нарушения среды обитания краснокнижных видов флоры и фауны в районах осуществления данной деятельности.
   Этот иск необходим, так как компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Лтд." начала в полном объеме реализовать свои проекты. Эта деятельность неизбежно будет сопровождаться нанесением серьезного ущерба экологии и экономике не только территории данного региона, но и всей России, поскольку Охотское море является основным источником рыбы и морепродуктов РФ (69 % от их общей добычи).
   Защитники охотского моря призывают всех людей, заинтересованных в сохранении биоресурсов Охотского моря, поддержать иск, выразив свое одобрение правовых действий в подписных листах (в порядке статей 980-981 ГК РФ).

   Дополнительная информация:
Правовой центр "Родник", 127411 Москва, а\я 13,
e-mail: rodnik@orc.ru

ООПТ 
Туманный Альбион вместо заказника "Туманский"
   Губернатор Чукотки Роман Абрамович собирается покинуть холодные дикие края и перебраться в Великобританию. Би-би-си сообщает о том, что известный предприниматель продает свою часть компании "Русский алюминий" партнеру по бизнесу Олегу Дерипаске. Би-би-си в частности, сообщает: "Экономист Л.Григорьев считает, что "поскольку губернатор Чукотки господин Абрамович стал владельцем "Челси" и переехал в Англию, то от него можно ожидать, во-первых, того, что он не будет еще раз баллотироваться на пост губернатора, а второе - он продаст другие активы, вслед за алюминием, и будет жить там".
   Между тем неясной остается судьба "Туманского" и ряда других заказников, ликвидированных в 2002 году на Чукотке. Их ликвидировали с целью добычи нефти. Общественные организации подали прошение губернатору о восстановлении заказников, но ответа не последовало.
   В настоящее время буровые установки компании "Сибнефть" уже отработали на одном из островов заказника "Туманский". В результате коренные жители лишились богатых рыбой и птицей угодий. Территория бывшего заказника в комплексе с соседним так же ликвидированным заказником "Автаткууль" охватывает уникальные для Чукотки и крайне важные в международном плане угодья для воспроизводства и линьки водоплавающих птиц. Это одно из немногих мест в мире, где сохранилось сочетание высокой численности многих видов промысловых и охраняемых видов птиц, таких как гусь-белошей, белолобый гусь, гуменник, черная казарка и другие. В этом районе отмечается самая высокая плотность гнездования канадского журавля, вдоль морского побережья гнездятся занесенные в Красную Книгу кулик-лопатень, алеутская крачка и вилохвостая чайка. В заказнике "Автаткууль" находится самая южная в тихоокеанском регионе гнездовая колония гаги-гребенушки, а также одна из уникальнейших для всего Северо-Востока Азии гнездовая колония черной казарки. В лагунах заказника "Туманский", наряду с гнездовьями и местами линьки перечисленных выше видов гусей, сосредоточены уникальные по величине концентрации линных стай морских уток - гаг, морских чернетей, синьги, превышающие десятки тысяч особей.
   По всему заповедному побережью Анадырьского лимана расположены неповторимые приморские ландшафты, где концентрируются многотысячные стаи линяющих самцов речных уток - свиязей, шилохвости и широконоски, а также пролетные и линяющие кулики различных видов - песочники, веретенники, кулик-лопатень и другие. Всего в обоих заказниках отмечено до 18 видов птиц, занесенных в Красную Книгу РФ.
   Как сказано в обращении общественной организации "Кайра-клуб" к губернатору Абрамовичу, объективных причин, оправдывающих ликвидацию заказника "Туманский", не существует. Напротив, имеется множество заключений профессиональных экспертов, резолюций российских и международных конференций, призывающих многократно усилить охрану заказников "Туманский" и "Автатакууль". Фауна заказников попадает под юрисдикцию международных конвенций и соглашений по охране перелетных птиц и среды их обитания, заключенных между СССР и Японией (1973 г.), СССР и США (1976 г.), СССР и Индии (1984 г.), СССР и КНДР(1987г.).
   В последнее время на Чукотке ускоренными темпами разворачиваются работы по разведке и освоению углеводородов и других невозобновляемых природных ресурсов. Общественность Чукотки настаивает на том, чтобы индустриальное освоение Чукотки сопровождалось усилением всех форм природоохранной работы в округе, включая укрепление существующих и создание новых природоохранных территорий. Это необходимо для предотвращения гибели ключевых экосистем, обладающих самым высоким уровнем биологического разнообразия в регионе, которые представляют собой убежище для десятков редких и исчезающих видов перелетных птиц.

   С использованием информации "Кайра-клуба" и Би-Би-Си

************************************************
Другие новости смотрите на ЭкоПорте по адресу www.ecoport.seu.ru
ЭКОСВОДКА выпускается пресс-службой Центра координации и информации Международного Социально-экологического Союза.
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический Союз ОБЯЗАТЕЛЬНА

За дополнительной информацией обращайтесь по тел: (095) 124-7934,
URL: http://www.seu.ru/svodka Эл. почта: seupress@seu.ru

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность